Jump to content

Бальза Фанера Карбоновые трубки Эпоксидные смолы Карбоновые стержни Латунные трубки Проволока ОВС Ткани

Бальза, Фанера, Карбоновые трубки, Эпоксидные смолы, Карбоновые стержни, Латунные трубки, Проволока ОВС, Ткани, МРД, Клеи

Sign in to follow this  
Guest TMykalay

Вопрос по теме пищалки.

Recommended Posts

Guest TMykalay

Друзья, использую пищалку для контроля напряжения в аккуме липо.

Пищалку выставляю на 3,3-3,4 вольта. Так вот, он начинает пищать, я сажаю модель, а потом выясняется что в аккуме еще 3,7 - 3,8 вольтов.

Подскажите пожалуйста - сколько нужно (можно) летать, после первых истеричных писков? Или же можно дожидаться пока писк будет постоянным?

С уважением, Мурат.

Share this post


Link to post

Бальза Фанера Карбоновые трубки Эпоксидные смолы Карбоновые стержни Латунные трубки Проволока ОВС Ткани

Когда писк постоянно будет уже на том уровне газа, на котором вы обычно разворачиваетесь на посадку.

Share this post


Link to post

"...Так вот, он начинает пищать, я сажаю модель, а потом выясняется что в аккуме еще 3,7 - 3,8 вольтов..."

И это естественно! Поскольку когда вы летаете, батарея находится под нагрузкой, а когда сели и стали измерять, нагрузки нет, и она слегка "восстановилась", т.е. ЭДС ненагруженной батареи не равна, а всегда больше напряжения нагруженной. Для липоли же важно не пересекать "смертельную" для её химии нижнюю черту в 3 вольта на банку, причём и под нагрузкой тоже. Вот пищалка вам и помогает заметить приближение к этой опасной черте.

Кстати, вы можете провести такой эксперипмент: разряжайте батарею, скажем, лампочкой под контролем вольтметра до 3-х (а лучше до 3,1) вольта на банку. Как только достигнете этого уровня, отключите нагрузку. И что вы увидите? Напряжение сначала скачком, а дальше постепенно начнёт увеличиваться как раз до 3,7 - 3,8 вольта на банку. Это и есть норма. После такого разряда здоровая батарея спокойно принимает 100-105% ёмкости.

С уважением,

Виктор.

Share this post


Link to post
Guest TMykalay

Подводя итог - значить, при первых писках пищалки нужно готовится к приземлению (далеко не улетать, особенно в ветреную погоду)...

Потом, убрать газ и дать акуму секунд 10 на восстановление. Далее, не давая повышенных оборотов, можно полетать еще минут 2-3, до следующего писка. Опосля уже и идти на посадку (это уже из моего вчерашнего эксперимента в небе).

С уважением, Мурат.

Edited by TMykalay

Share this post


Link to post

Говоря языком математической логики, импликация ложна, т.е. при верной посылке сделано неверное заключение.

Вы не обратили должного внимания на важную фразу: "Для липоли же важно не пересекать "смертельную" для её химии нижнюю черту в 3 вольта на банку, причём и под нагрузкой тоже!" и особенно на слово "смертельную", взятую, разумеется в кавычки.

После каждого писка вашей пищалки у вас есть шанс эту черту пересечь, двигая ручкой газа. Пусть ненадолго, но есть. Один раз - ничего, два, три раза - ничего, а через 20 раз вы начнёте замечать, что батарейка ваша как-то постарела, а самолёт уже не так живенько выполняет пилотаж. А это - следствие накопленных "доз" переразряда. Поэтому при первом же сигнале пищалки следует отказаться от энергичных манёвров (по возможности, конечно) и идти на посадку для замены или заряда батареи. Тогда ваша липоль прослужит вам честно 2-3 года, оставаясь при своих параметрах ёмкости и внутреннего сопротивления.

С уважением,

Виктор.

Share this post


Link to post

Совсем запугали человека. Он же написал, что выставил уровень срабатывания пищалки 3.3 - 3.4В, т.е. с приличным запасом до 3.0В!

 

Для справки: напряжение без нагрузки 3.7- 3.8 В - это опустошенный примерно на 60-70% элемент (Если только это не Hyperion G3, у которого все напряжения повышены.) Элемент, из которого вынуто 90-95% заряда, как раз дает напряжение без нагрузки около 3.3-3.4В.

 

Сейчас инструкции к литий-полимерным батареям рекомендуют недоразряжать их хотя бы до 20%, что обеспечивает долгий срок службы.

 

Share this post


Link to post
Guest TMykalay
напряжение без нагрузки 3.7- 3.8 В - это опустошенный примерно на 60-70% элемент...

Элемент, из которого вынуто 90-95% заряда, как раз дает напряжение без нагрузки около 3.3-3.4В.

Сейчас инструкции к литий-полимерным батареям рекомендуют недоразряжать их хотя бы до 20%, что обеспечивает долгий срок службы.

 

Вот теперь я в полном ступоре...

 

Share this post


Link to post

Вроде и так всё понятно...

Ну наглядно если, то как-то так выходит.

post-205-1360845910_thumb.jpg

Это значения вольтажа без нагрузки. Под нагрузкой будет меньше ( -просадка напряжения).

 

 

Share this post


Link to post
Совсем запугали человека. Он же написал, что выставил уровень срабатывания пищалки 3.3 - 3.4В, т.е. с приличным запасом до 3.0В!

Для справки: напряжение без нагрузки 3.7- 3.8 В - это опустошенный примерно на 60-70% элемент (Если только это не Hyperion G3,

Мурат, не волнуйтесь, ничего страшного нет.

У каждого свой опыт эксплуатации, свои предпочтения. Я не хочу разводить дискуссию по поводу десятыж долей вольта и десятка процентов. Просто поделюсь своим опытом. В последние годы я пользуюсь аккумуляторами "Turnigy Nanotech" и более старыми "Пилотаж" и "Impact". Приобрёл очень полезный измеритель тока/напряжения/мощности/процента заряда-разряда/балансир. На фото - верхний:

post-889-1360844945_thumb.jpg

Получив такой прекрасный прибор, я соединил его со своим "умным" зарядником и проделал несложный эксперимент.

 

 

Так вот, при контрольном разряде при достижениии 3 вольт на банку разряд прекращался. Батарея выстаивалась (вылёживалась) без нагрузки 5-10 минут, после чего замерялась её ЭДС. Получалось примерно 3,7 вольта. Эти характеристики (с небольшим разбросом) показали все мои здоровые аккумуляторы. Кстати, вы легко можете повторить этот эксперимент, имея автомобильную лампочку от фары в качестве разрядного сопротивления и хороший тестер.

 

От чего же зависит уровень этой остаточной ЭДС? В основном от двух параметров: от внутреннего сопротивления аккумулятора и от тока нагрузки. Для простоты представим два случая.

 

В первом вы разряжаете аккумулятор до достижения 3 вольт током 10С, а во втором - 1С. Когда остаточная ЭДС будет выше? Очевидно, что в первом случае, поскольку при большем токе вы достигнете 3 вольт, разрядив аккумулятор процентов на 70, а во втором - когда батарея разрядится почти полностью.

 

В своих экспериментах я разряжал батареи моторами и импеллерами, установленными на стенде, имитируя обычный свой полёт.

 

Теперь об эксплуатации. Я уже писал в нескольких темах, что, за неимением такой полезной пищалки, как у вас, на всех своих самолётах применяю самодельный индикатор разряда. При понижении напряжения ниже определённого порога начинают мигать все огни БАНО.

 

Так вот, порог срабатывания этого устройства я выставляю в 10,5 вольт. А это - как раз 3,5 вольта на банку. Раньше выставлял 10 вольт, но после того, как несколько раз просаживал аккумулятор ниже 9 вольт до посадки, поднял этот порог. Кстати, с теми аккумуляторами ничего страшного не произошло. По крайней мере, внешне. Ну, может, чуть раньше состарились... Мы ведь не знаем, сколько бы прожил покойник, если б не пил, да не курил! Пардон за сравнение. Так вот, 10,5 вольт мне с лихвой хватает на круг и пару заходов на посадку. При этом я полностью уверен, что ниже 9 вольт я не просяду.

 

Из статистики. Самые старые мои аккумуляторы, которые ещё годны для пилотажа, имеют пятилетний возраст. Более старые я использую для питания зарядников в поле. Там от них не требуется большая токоотдача.

 

Надеюсь, что эта информация выведет вас из ступора. (Хм!)

 

С уважением,

 

Виктор.

Share this post


Link to post
Guest TMykalay

Всем огромное спасибо за ответы!

Для себя решил - покупаю еще 2 акума, оставляю порог писка на прежнем уровне (3,3-3,4в) и летаю в свое удовольствие!

С Уважением, Мурат.

Edited by TMykalay

Share this post


Link to post

"И это правильный ответ!"(С)

А до напряжения ниже 3.0В на элемент вам помешает разрядится соответствующая отсечка на регуляторе (если, разумеется, он правильный). И если у батареи нет такого разброса емкостей элементов, что когда при разряде на одних 3.2В, у иного 2.8В - для чего и нужен запас при использовании сомнительных батарей (вроде тех же Turnigy Nanotech)

 

Более информативным, чем 2 градации индикации разряда (типа пищит - не пищит, горело - потухло), мне кажется вот такой вариант, который прямо в полете вам покажет, что творится с батареей и на каких фигурах/режимах (если, конечно, вы не дальтоник). Сам пользуюсь таким на разных моделях. Помнится, сам т. Субботин делал и продавал нечто подобное, но сейчас чего-то заленился.

Share this post


Link to post
Помнится, сам т. Субботин делал и продавал нечто подобное, но сейчас чего-то заленился.
Зрение уже не то, чтобы мелочь паять.

 

Кому надо - могу поделиться схемой (если найду в архива).

 

Share this post


Link to post
при использовании сомнительных батарей (вроде тех же Turnigy Nanotech)

Пользовались? И в чём же сомнения?

Share this post


Link to post
И в чём же сомнения?

У тех моих знакомых (а люди разные - пилотажники и вертолетчики), что повелись в прошедший летний сезон на "нанотехнологии", изделия повздувались все в течении 2-3 недель, были выкинуты, и благополучно забыты как расход.

При этом те же люди продолжают нормально летать на обычных "прошлогодних" Turnigaх.

Возможно, была неудачная партия, но это уже никого не волнует.

 

Кстати, производителя литий-полимерных батарей по имени "Пилотаж" также не существует. Несколько лет назад пилотажевцы лепили свой лейбл на Hyperionы первого поколения (что с красной термоусадкой), но эта линия была не очень удачной - некоторые экземпляры живут и по сей день, а некоторые показали емкостной разбаланс еще до эксплуатации. Не так давно "Пилотаж" стал продвигать линию NOVA, в пику широко используемым G3. На соревнованиях по F3A в позапрошлом году в Тушино ни у кого не замечал ни Turnigов, ни NOVA, ни других подобных. Все больше Hyperion да Polyquest на глаза попадались.

 

Hyperion G3, что я использую в разных типоразмерах на разных машинах - некоторые также достигли 5-летнего возраста, и все равно по внутреннему сопротивлению поменьше, чем у годичных Rhino.

 

Есть полимеры дешевые - на один-два сезона серьезной эксплуатации, не жалко покоцать, и больше с них требовать не резон. А есть чуть подороже, но прослужат несколько лет надежно в интенсивных режимах. А есть китайская лотерея.

(То же относится и микро-сервам. После долгого и успешного применения серв типа HS-55 и HS-81 привык к качеству, плевался от широко разрекламированной китайчатины: 900х и т.п.- какая заедает, какая "0" не держит, какая жужжит - но дешевые, под стать их же моделям, на долгую жизнь не расчитаны.)

Share this post


Link to post

Я в соревнованиях не участвую, но иногда наблюдаю. В прошлом году в моём окружении был только один случай вздувшейся батареи "нанотек". У меня - ни разу. Более того, единственная моя батарея 3S 1,3 Ач, которая сумела выдать 40-45 ампер в течение 30 секунд (крутила два импеллера), была именно "нанотек". При этом она не вздулась и даже сильно не нагрелась.

"Поликвесты" для меня слишком дороги, "Рино" у друзей все, как правило, барахло, "Зиппи" - лотерея, а "нанотеки" по соотношению цена/качество для меня - самое то. По поводу "Пилотажей" я в курсе, но традиционно называю их так, ибо куплены они в одноимённом с лейблом магазине.

Возвращаясь к основной теме, сообщаю, что насмотревшись на разные индикаторы разряда и наслушавшись их звуков, заказал себе два типа пищалок, в том числе и с двумя излучателями, и пару типов бортовых вольтметров, которые планирую ставить на борт в качестве обязательного оборудования.

Как получу - отпишусь обязательно, но пока жду. Уже два с лишним месяца жду!!!

С уважением,

В иктор.

Share this post


Link to post

Не надо забывать, что пищалка - это только индикатор разряда батарейки, не более того. Защитить от переразряда она не сможет, особенно если она тихая, вы летаете далеко или, как я, не отличаетесь хорошим слухом. Защитить от переразряда сможет правильно настроенная отсечка на регуляторе. Она же, впрочем, может и сильно укоротить жизнь самолету, продлевая жизнь аккумулятору... Так что настраивайте отсечку на регуляторе внимательно.

А через какое время лучше приземляться после писка - лучше определить экспериментально. Ставите самолет на землю, крепите надежно, подключаете индикатор и даете полный газ. Еще неплохо подключить вольтметр, чтобы оценить правильность сработки пищалки. Мотор молотит, потом начинается писк (замеряете напряжение), через какое-то время отсекается контроллер. Вот Вам и оценка снизу. В полете токи всегда меньше, чем при газовке на земле. Значит, располагаемое полетное время будет как минимум не меньше, чем то, что прошло между началом писка и отсечкой.

Зима, впрочем, вносит свои коррективы. В зависимости от температуры воздуха и режима полета отдаваемые емкость и ток батареи могут меняться в несколько раз. У меня сейчас пищалка на пилотажке орет от взлета до посадки, все пять, семь, а иногда и десять минут. Батарея при этом остается сбалансированной и честно отдает при необходимости свои 20С. Перестал пищалку ставить, по поведению самолета состояние аккумулятора чувствуется гораздо точнее...

Share this post


Link to post
Guest
Не надо забывать, что пищалка - это только индикатор разряда батарейки, не более того... Защитить от переразряда сможет правильно настроенная отсечка на регуляторе... Перестал пищалку ставить, по поведению самолета состояние аккумулятора чувствуется гораздо точнее...

Владимир, согласен с Вами. Действительно, услышать писк и увидеть моргание не всегда получается. По "закону подлости" ветер или солнце не в ту сторону.

У меня , например, на Markus-е (рег.) при снижении напряжения двигатель начинает работать с какой-то своеобразной пульсацией. На других подобного не встречал. Ну прямо "пищалка" и в любом случае заметно. :mellow:

Я давно уже пользуюсь вот таким цифровым индикатором ( наземным).

post-18978-1361141072_thumb.jpg

Лично мне нравится. По кругу показывает общее напряжение батареи и каждой банки. Маленький , автономный можно использовать во многих случаях:

-продублировать состояние бат после зарядки-балансировки в заряднике

-перед вылетом в полевых условиях проверить сост бат.

-в случае необходимости использовать как наземный стенд проверки аккум. при работе двигателя на модели.

-при подозрениях на "сдыхание аккум." таким же образом можно выявить плохую банку.

С уважением, Юрий.

Share this post


Link to post
Ставите самолет на землю, крепите надежно, подключаете индикатор и даете полный газ. Еще неплохо подключить вольтметр, чтобы оценить правильность сработки пищалки. Мотор молотит, потом начинается писк (замеряете напряжение), через какое-то время отсекается контроллер.

 

А вот это я не советую. Особенно на легких моторах или на моторах с высокой удельной мощьностью. Они не расчитанны на длительную нагрузку на заявленной мощьности. Пару моторов я так потерял. Причем один из дорогих.

 

Наше вам с кисточкой, Михаил.

Edited by КАРЛСОН

Share this post


Link to post
Guest TMykalay
Кому надо - могу поделиться схемой (если найду в архива).

 

Пожалуйста, скинте схемку если найдете. Вспомню времена когда радиотехникой занимался...

С уважением, Мурат.

 

Share this post


Link to post
У меня сейчас пищалка на пилотажке орет от взлета до посадки, все пять, семь, а иногда и десять минут. Батарея при этом остается сбалансированной и честно отдает при необходимости свои 20С.

Вот-вот. Тот еще индикатор.

 

У меня , например, на Markus-е (рег.) при снижении напряжения двигатель начинает работать с какой-то своеобразной пульсацией. На других подобного не встречал. Ну прямо "пищалка" и в любом случае заметно. :mellow:

Это называется "мягкая отсечка". Регулятор пытается плавно убрать ток, вы настаиваете, с учетом "линии задержки" получается "колебательный процесс". Чуть прибираете газ - пульсации прекращаются, регулятор удерживает возможный ток, и у вас есть возможность хорошо посадить модель.

 

 

Мурату: У нас на поле есть как будто специально для вас антипример. Зовут его Федорыч, он уже в летах, пенсионер. Пилотажником стал недавно (а намедни - даже бойцом), а до этого - мотопланеристом. Его характерная манера - вылетывать аккумулятор до последних соплей. "И еще кружочек сделаю,... и еще один..." Уже и красные огни горят и мигают, и несколько отсечек было - и все равно, как в последний раз летает. В результате человек сажает модель где придется и как придется. А аккумуляторы у него - как мячики.

Share this post


Link to post
Я в соревнованиях не участвую, но иногда наблюдаю. В прошлом году в моём окружении был только один случай вздувшейся батареи "нанотек". У меня - ни разу. Более того, единственная моя батарея 3S 1,3 Ач, которая сумела выдать 40-45 ампер в течение 30 секунд (крутила два импеллера), была именно "нанотек". При этом она не вздулась и даже сильно не нагрелась.

"Поликвесты" для меня слишком дороги, "Рино" у друзей все, как правило, барахло, "Зиппи" - лотерея, а "нанотеки" по соотношению цена/качество для меня - самое то.

Вот эти 3S ( 21$ - это не золотые) (как раз ваш типоразмер) живут у меня шестой год, и за это время внутреннее сопроотивление их банок не поднялось выше 45мОм. Так что Поликвест не обязателен. (Было их 4, к сожалению, 1 пробил баночку.)

(Rhino аналогичного типоразмера 2 года эксплуатации ниже 60-70мОм на банку не намерялось).

 

Ну правда, я их стараюсь аккуратно эксплуатировать, глубоко стараюсь не разряжать, зарядник с встроенным балансиром, заряжаю 0.9С, храню с соотв напряжением хранения в холодильнике и т.д. и т.п. И показываю на поле в действии всем, у кого полимеры - это расходный материал и живут 1-2 сезона.

Вздутий от этой фирмы не было.

Share this post


Link to post
Guest TMykalay
храню с соотв напряжением хранения в холодильнике...

 

Уважаемый дядя 'Eugen', а можно поподробней с этого места?

У меня вырастает коллекция акумов липо (разных производителей) и хотелось бы подольше их по эксплуатировать.

С уважением, Мурат.

Share this post


Link to post
храню с соотв напряжением хранения в холодильнике...

 

 

Уважаемый дядя 'Eugen', а можно поподробней с этого места?

У меня вырастает коллекция акумов липо (разных производителей) и хотелось бы подольше их по эксплуатировать.

С уважением, Мурат.

Через пару лет "просто лежания" ваши полимеры потеряют в емкости около 20%. Сами, без эксплуатации.

 

Установлено, что наименьшие потери реальной емкости при длительном хранении у LiPo и LiIon аккумулятоов происходят в состоянии, примерно равноудаленом от их крайних состояний (100% и 0%) - т.е примерно 50-60% заряда.

У LiPo это сооотвествует 3.7В (вот неожиданная цифра!), у некоторых LiPo новых поколений - 3.8В, но неважно, небольшой запасец на саморазряд также полезен. Современные зарядники имеют режим Хранения (SAFE Mode), приводящий аккумулятор к данному напряжению - зарядом ли, разрядом ли.

Так же известно, что при длительном хранении электроды склонны к окислению - тем больше, чем выше температура. Поэтому безопасным принята температура хранения 0 +5град.С.. (Причем многолетняя официальная статистика показывает, что температурное условие дает больший эффект, чем "по заряду"))

Эти факты не любят приводить в инструкциях к аккумуляторам. Фирмам-изготовителям это невыгодно.

(Еще в инструкции к Хиперионам сказано, что заряжать их можно начиная с температуры хотя бы 10Град.С. Так что вынув из холодильника - надо дать им нагреться до комнатной Т)

Share this post


Link to post

Хотелось бы обратить внимание на словосочетание "при длительном хранении" :-) То есть если Вы летаете каждый день или хотя бы раз в неделю, акки можно хранить заряженными и при комнатной температуре - работа убьет их быстрее, чем хранение. А то есть у меня знакомый любитель заряжаться непосредственно перед выездом на поле, потому что были акки в состоянии 3.7В. Током 5С :-))

Share this post


Link to post

Зарядка током в 5С на практике вообще имеет мало смысла, ибо основное время заряда все равно тратится в режиме "догонки", где Constant Voltage, а ток стремительным домкратом ползет до 0.1С. Экономия - ну 20-30% быстрее, а вот ресурс батареи летит к черту. А при серьезном разбалансе время ограничено токовой нагрузкой балансира - пока не догонит самую дохлую банку.

У меня получается заряд батареи с точки хранения током 0.9С - 26мин. (не считая разогрева) Куда еще быстрее? Причем одновременно заряжается несколько одинаковых батарей, уже пробалансированных до этого, на этапе хранения (т.о. приведенных к общему знаменателю).

 

Но само наличие такой возможности (заряд 5С) кое-что говорит о качестве химии батареи.

 

И еще: если непонятно, длительным ли будет хранение - больше недели, или завтра полетим - холодильник не повредит точно.

Share this post


Link to post

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
Sign in to follow this  

×
×
  • Create New...