Jump to content

Бальза Фанера Карбоновые трубки Эпоксидные смолы Карбоновые стержни Латунные трубки Проволока ОВС Ткани

Бальза, Фанера, Карбоновые трубки, Эпоксидные смолы, Карбоновые стержни, Латунные трубки, Проволока ОВС, Ткани, МРД, Клеи

Recommended Posts

Обтяжка

@@Варианты раскраски спортивной машины приведены на многих сайтах - Airliners.net, airwar.ru и др.

jak-55.jpg

 

AirlinersNetPhotoID187075.jpg

 

AirlinersNetPhotoID213953.jpg

 

AirlinersNetPhotoID236742.jpg

 

AirlinersNetPhotoID271642.jpg

 

AirlinersNetPhotoID273850.jpg

 

AirlinersNetPhotoID364350.jpg

 

AirlinersNetPhotoID389749.jpg

 

AirlinersNetPhotoID371905.jpg

 

AirlinersNetPhotoID401717.jpg

 

AirlinersNetPhotoID463100.jpg

 

@@Мне важно было, чтобы верх и низ модели существенно различались по тону и яркости. Поэтому

был выбран такой вариант:

 

spacer.png

 

AirlinersNetPhotoID436271.jpg

 

AirlinersNetPhotoID065334.jpg

 

hurley_b.jpg

 

@@Он уже применялся на ДВС-ных моделях:

 

gernod_l.jpg

 

Yak55.jpg

 

@@Были даже попытки закрыть белой краской голубой цвет пенопласта. Но это оказалось не нужно. Расположенные рядом темные тона - синий и красный - визуально высветляли белый скотч, не очень белый на голубом пенопласте.

@@Более подробное расположение линий раскраски было взято с двухместного брата Як-55 - Як-54 (смотреть в отдельном окне).

@@Для шаблонов номеров и надписей сочинил такой файл.

 

decals.jpg

 

Управление

@@В отличие от всех предыдущих моделей, на этой крепление рулей сделано не на скотче сверху, а совсем другим, более надежным способом. Рули и крыло симметричны, поэтому разумно и точку крепления поместить на линии симметрии.

@@Пара полосок 10х10 мм матерчатого скотча (пластыря), вклеенных на эпоксидке в руль и стабилизатор в прорези на их линии симметрии, надежно держат руль и одновременно обеспечивают огромную гибкость. Причем полоска вклеивается вначале в ту стенку, что подперта изнутри текстолитом, мешающим ее продвижению. А на киле эти полоски выдерживают не только усилия руля направления, но и опору на хвостовое колесо.

@@На элероне таких полосок потребуется четыре. Но сначала нужно приклеить к внутренним торцам элеронов кабанчики. Они, как и раньше, делаются из текстолита 0.5 мм, но на этот раз их размер может быть больше - за счет толстого руля. Из-за этого отверстие кабанчика может едва возвышаться над поверхностью руля, но при этом плечо кабанчика по-прежнему составляет 12-15 мм.

@@Кабанчики элеронов направлены вверх. И хотя это портит эстетику и заставляет добавить в крыльевую прорезь фюзеляжа дополнительный вырез (чтобы при просовывании крыла кабанчик туда пролез), однако, на то есть причины. Поскольку качалка машинки прямая, а тяга - под наклоном, получается, что тяга не перпендикулярна качалке. Это означает, что тянущее движение даст больший ход, чем толкающее. Это можно использовать для неравного хода элеронов одной машинкой (наверх больше, чем вниз), что дает более чистое выполнение фигур. Но для этого получается, что кабанчики должны быть вверху.

@@Обычно для этого используют две машинки - по одной на элерон, и настраивают их ход аппаратурой. Такой вариант управления тоже возможен. Если использовать 5-грамовые машинки небольшой толщины (например, Graupner C141), то их можно установить прямо в крыло, напротив элерона. А элерон даже надеть прямо на качалку, без всяких тяг. Этот вариант дороже, но надежнее, без люфтов.

@@А в случае одной машинки придется протягивать боудены через пенопласт к качалке, просверлив лонжерон. (Хорошо бы это сделать до закрывания обшивки крыла.)

@@Машинкам рулей высоты и направления нашлось место под "крышей" носовой части фюзеляжа, между шпангоутами В и Г. Я обернул их матерчатым скотчем и просто приклеил.

http://aviamodelka.ru/images/article/EugineRybkin/acrobat/ServoElevKrep.jpg

http://aviamodelka.ru/images/article/EugineRybkin/acrobat/ServoRudKrep.jpg

@@Их провода провел через отверстия в шпангоутах к кабинному вырезу, где будет находиться приемник.

@@Максимальные отклонения рулей были предусмотрены такими:

 

RuliOtklon.jpg

 

Фонарь кабины

@@Я не придумал ничего лучше, чем склеить остекление фонаря из двух параболоидных участков темной пивной бутылки, закрыв стык переплетом из оракала. Изнутри к этому стыку был приклеен шпангоут из прозрачного лексана - для сохранения формы.

@@Судя по чертежу вида спереди, фонарь не прилегает к бортам фюзеляжа, а пристыковывается к нему. Значит, будут проблемы с фиксацией фонаря. Поскольку при сборке модели на поле его придется открывать для подключения машинки элеронов и закрепления крыла винтом, открывать-закрывать придется часто.

 

KrilKrep2.jpg

 

@@Временной мерой была фиксация фонаря на бортах полосками армированного скотча. Признаю, это не лучшее решение.

@@Таким образом, собранный фюзеляж в финале стал выглядеть так:

 

FuzFLeft.jpg

 

@@А вся модель в предполетном состоянии - примерно так (можете сравнить с фото оригиналов):

 

Izom01.jpg

 

Izom02.jpg

 

Left.jpg

 

Right.jpg

 

Front00.jpg

 

Front01.jpg

 

Bottom.jpg

 

Top.jpg

 

@@Вес машины в полетном состоянии составил 560г, что несколько больше планируемого, но все равно много меньше замеренной статической тяги мотора - 720г. Сказывается вес копийных деталей - фонаря, ДВС-ного кока и т.п.

 

Полеты

@@Первый полет был проведен за день до Фестиваля электролетов.

@@Это был летний безветренный вечер.

@@Как обычно, на модели для первого полета было выставлено небольшое смещение вверх руля высоты. Впоследствии выяснилось, что это было лишним - горизонтальный полет машина выполняет с рулями в нейтральном положении.

@@Первое впечатление - управление машиной мягкое, спокойное. Машина послушна, хотя и с непривычки вроде бы немного инерционна. Обратный полет ничем не отличается от обычного. Забавно, что скорость горизонтального полета не велика, чуть выше, чем у обычного паркфлайера типа Як-12, но при этом вертикальная скорость ненамного ниже. Потолок вертикального подъема на полном газу не определен - машина спокойно уходит в небо до потери видимости. Но подруливать рулем направления в вертикали все же приходится. Несмотря на геометрическую симметрию, верх и низ модели не путаются в небе - слишком различаются цвета обтяжки. По этой причине свой Crazy Sparrow я каждый второй полет против солнца втыкаю в землю вверх колесами. Он совершенно одинаковый сверху и снизу. Петля выполняется без вопросов, бочка - немного медленно, типично для пилотажки (поэтому я добавил расходы элеронов). Разворот на ноже - тоже без проблем. Неинтересный какой-то самолет - все делает.

@@Другая "неприятность" - все происходит как-то тихо, не слышно никаких перегазовок. Нет рева и вони, вот беда-то!

@@Передав в полете управление опытному пилоту, через некоторое время я услышал жалобы о слишком больших расходах элеронов - машину раскачивает. Странно, у меня все летело ровно. Значит, на любителя, кто как привык. Но, скорее всего, вопрос решается более точной настройкой экспонент канала элеронов. Сделав несколько фигур, пилот развернул ее на посадку, выключил мотор - и промахнулся с посадкой, модель чуть не влетела в его машину. Оказывается, модель отлично планирует, несмотря на толстый профиль! И во второй раз промах был большой.

@@Тогда за один пробный полет мы вылетали всего-то 470 мАч. Здесь еще и экономия!

@@Расходы элеронов я уменьшать не стал, полагая, что много - не мало. Лишь углубил отрицательную экспоненту до -70%. Любопытно, что на этой же ячейке памяти аппаратуры у меня еще 4 модели, включая скоростные типа МиГ-15 и медленные типа Ан-2 - и все нормально сочетается, различаясь лишь триммерами.

@@С амперметром было проверено, что Kokam 1500 3s1p, уже поработав полминуты на Як-3 и показав там 12 А, на Як-55 после этого отдает 14 А в продолжительном режиме (прогрелся, что ли.)

@@Следующие полеты обнаружили неприятную особенность приемника Rex-5 именно на этой модели. В нашем районе есть азимутальные радиопомехи - от радиостанций (например, источник в Балашихе запеленгован по азимутам с разных площадок). Пересекая помеховый азимут, модель, находясь на одной линии между радиостанцией и передатчиком, дает кратковременный сбой управления (и мотора). Быстрые модели, пересекая этот азимут, не успевают дать сбой даже на старых приемниках Rex-4. А вот относительно медленный Як-55, летящий "на моторе", ощутимо "клюет". Поэтому, когда я дал модель на управление Поцелуйко Владимиру (кошка), в определенном месте пространства модель не просто дала сбой, а "заклинила" по всем рулям, упав в плоский штопор. Было такое ощущение, что у машины в полете просто отключили все питание. На земле, однако, все работало даже после падения. Заодно был пройден краш-тест - у модели лишь погнулось дюралевое шасси. По оценкам Поцелуйко В., до помехи модель летает классно, в полете на ноже даже не надо подруливать. (А вот ему расходов элеронов не хватило.)

@@После второго помехового падения, уже на другом азимуте, было решено сменить приемник на Rex-7. Тут можно задуматься и о двух машинках в крыле и функции флаперонов. Однако, хорошее планирование самолета вроде того не требует. Пригодиться это может лишь при выполнении некоторых фигур на минимальной скорости.

@@При полетах в порывистый ветер выяснилось, что обычный полет машина выполняет хорошо, а вот акробатика получается смазанной, некрасивой. Особенно в вертикальном полете машину кидает отдельными струями ветра. Поэтому полет в таких условиях - только на полном газу. А в полете "на ноже" по ветру наблюдается некоторая потеря высоты, не компенсируемая рулем направления, отжатым до максимума. Против ровного ветра полет "на ноже" вполне устойчив, порывистый ветер дает полет зигзагом из-за боковых турбулентностей.

@@Из-за биения тяжелого кока на среднем газу появляется нехороший звук - резонанс.

@@Вопрос, безусловно, волнующий заинтересованного читателя - может ли модель висеть на винте? Ответ понятен заранее - при тяге больше веса, огромных рулях с большим отклонением акробатической машине грех бы и не висеть. Тем не менее, описанному варианту требуются некоторые модернизации. Во-первых, нужно заменить винт 10х6 на более подходящий для висения, с меньшим шагом, например 10х4.7. Во-вторых, для удобства висения сместить центр тяжести назад, примерно на 40-50% САХ, - например, организацией второго аккумуляторного отсека, скажем, в районе кабины. И, в-третьих, максимально облегчить машину - убрать фонарь (12 г), кок (20 г, нужен лишь на скорости), сменить аккумулятор на более легкий (Irate 1500 3s1p легче на 12 г) и заменить шасси (26 г) на упрощенное проволочное. Этими мерами достигается полетный вес даже меньше 500 г. А в-четвертых, научиться управлению в висении - на симуляторе и на более простых и неубиваемых моделях из ЕРР - например, Big Bubble. А Як-55 приберечь для показательных выступлений. Учиться на нем - дороговато.

 

Полетные фото

Fly_05.jpg

 

Fly_04.jpg

 

Fly_06.jpg

 

Fly_02.jpg

 

Fly_03.jpg

 

Fly_01.jpg

 

Fly_07.jpg

 

Заключение

@@Этой статьей заканчивается лишь одна ветвь "дерева" статей про паркфлайеры - пилотажная. Разумеется, она далеко не единственная. Кроме пилотажного, существует еще разнообразие направлений развития копийных моделей - по их функциям. Некоторые направления уже обозначены предыдущими статьями, нужно лишь продолжить ответвление. Другим еще предстоит быть описанными.

Link to comment
  • Replies 0
  • Created
  • Last Reply

Top Posters In This Topic

Popular Days

Top Posters In This Topic

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×
×
  • Create New...