Перейти к содержанию
Aviamodelka - форум авиамоделистов-самодельщиков

Бальза Фанера Карбоновые трубки Эпоксидные смолы Карбоновые стержни Латунные трубки Проволока ОВС Ткани

Бальза, Фанера, Карбоновые трубки, Эпоксидные смолы, Карбоновые стержни, Латунные трубки, Проволока ОВС, Ткани, МРД, Клеи

Несущий винт - автожир это интересно!


Рекомендуемые сообщения

Здравствуйте!

Тема автожира все чаще поднимается в среде авиамоделистов. Опыта в этом направлении мало, по крайней мере, в нашей стране, - и редки еще случаи постройки моделей автожиров. Однако автожир техника «необычная», интересная и я решил попробовать к ней приобщиться!

Чем же привлекателен автожир? Вид у него более чем неказист, скорости нет, маневренность слабовата (впрочем, о маневренности вопрос спорный!). И все же мне нравится эта машина, созданная быть работягой – минимальный разбег для взлета, минимальный пробег, неприхотлива, надежна, мне нравится свист ее лопастей в воздухе! Ей не нужны петли и бочки в полете, ее изюминка в полете на бреющем, в посадке на авторотации на «пятачок».

Прежде чем приступить к постройке, я длительное время собирал информацию по автожиру - как летательному аппарату и понял, что кажущаяся простота таит в себе много сюрпризов! Самолет летает «сам», а автожир…, уж слишком капризная у него аэродинамика и научить его летать это непросто и интересно!

Строить полномасштабную модель рискованно, из потолочки, поперечной схемы с двумя НВ (несущими винтами) показалось неинтересно, поэтому я решил остановиться на небольшой модели классической схемы с тянущим винтом и диаметром НВ 600мм.

 

К модели были предъявлены следующие требования:

1. Простота конструкции - иду методом проб и ошибок, требуется высокая ремонтопригодность.

2. Небольшие габариты и масса.

3. Живучесть – падать не хочется, но слишком много шансов в период постановки на крыло, вернее винт.

 

Расчеты обозначили следующее:

Gвзл =250гр.

Pнагр =7,6 гр/дм кв.

Fом = 33дм кв

Dнв = 600мм.

Лопасть удлинение 9:1

 

Оборудование:

Двигатель Б/к D2730-1300

Регулятор на 12А

Микроприемник

3 микромашинки (аналог НS-55)

Аккумулятор LiPo 2s1p 850 мА/ч

В сети попалась фотография миниавтожира, ее я и взял за основу.

post-1831-1231102461_thumb.jpg

 

В результате был отработан чертеж и изготовлена модель автожира. Взлетный вес получился меньше расчетного и составил 218гр.

post-1831-1231102698_thumb.jpg

post-1831-1231102792_thumb.jpg

В настоящий момент модель выполнила 1 полет и требует доводки. Полет представлял собой «борьбу» пилота с автожиром – слишком чувствительное оказалось управление. Сложное поведение в воздухе связано с излишним расходом возможного изменения угла установки НВ по тангажу и крену и возникло после моего вмешательства в управление! Взлет выполнял с руки, против ветра, модель пролетела с десяток метров с небольшим набором высоты, однако на мою попытку управлять автожир ответил интенсивной раскачкой по крену и тангажу и, я не справился с управлением. Падение в снег закончилось благополучно – повреждений нет. Буду устранять ошибки и, после снижения мороза, полетим снова.

Процесс постройки прост, однако были некоторые трудности, разрешать которые мне было интересно!

Если модель окажется работоспособной и мне удастся ее «укротить» - готов поделиться наработанным опытом постройки такого замечательного аппарата, как автожир.

Ссылка на комментарий

Бальза Фанера Карбоновые трубки Эпоксидные смолы Карбоновые стержни Латунные трубки Проволока ОВС Ткани

Бальза, Фанера, Карбоновые трубки, Эпоксидные смолы, Карбоновые стержни, Латунные трубки, Проволока ОВС, Ткани, МРД, Клеи

  • Ответов 49
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

Изображения в теме

Сложное поведение в воздухе связано с излишним расходом возможного изменения угла установки НВ по тангажу и крену и возникло после моего вмешательства в управление!... однако на мою попытку управлять автожир ответил интенсивной раскачкой по крену и тангажу и, я не справился с управлением.

Как мне кажется такое поведение автожира связано с нарушением обтекания ротора. Поевляется эфект попадания лопасти ротора в спутную струю предыдущей лопасти.

Метод лечения. Не нужно бояться использовать более отрицательные углы атаки лопастей ротора. Особенно в первых подлетах. Да при этом мы теряем

1 минимальную скорость полета.

2 Ухудшается аэродинамическое качество.

3 Зато стабильность и устойчивость растет.

Ссылка на комментарий

Спасибо за совет!

Отправляя модель в первый полет я имел смутное представление в диапазонах отклонения вала НВ по крену и тангажу. Рекомендованное (нашел в сети) значение: + / - 8 градусов по тангажу и + / - 7 градусов по крену, при угле установки мачты 6-14градусов относительно ной горизонтали. Эти значения слишком расплывчаты и индивидуальны для каждой модели. Режим авторотации возможен лишь на положительных углах атаки НВ и диапазон рабочего отклонения вала НВ должен быть более узок, чем тот, что я заложил в своей модели. Возможно, необходимо учитывать и естественный завал конуса НВ назад и влево, так как гибкое крепление лопастей все же обеспечивает их маховое движение. Скорее всего, я выводил НВ в режим интенсивного кабрирования, а затем стараясь его (кабрирование) устранить «загонял» НВ на отрицательные углы атаки, увеличивая амплитуду раскачки.

Ограничу диапазон отклонения вала НВ по крену и тангажу, с таким расчетом, чтобы НВ не выходил на отрицательный угол установки относительно ной горизонтали автожира. Буду учиться и модель строил для этого!

post-1831-1231185291_thumb.jpg

Что касается взаимного влияния лопастей, то оно бесспорно существует. Углы установки лопастей -2гр 30мин, винт авторотирует неплохо, загрублять пока не буду – обнадеживает первоначальный устойчивый полет.

 

Ссылка на комментарий
Гость Пэтрович

Привет Snaip! Согласен с тобой, что автожир интересен именно возможностью медленного бреющего полета и парашютированием. И мне уже кое-что удалось испробывать из этих фигур высшего жиропилотажа в первом и пока последнем удачном полёте.

Насчет раскачки - действительно управление очень чувствительное. Отклонение ротора при манёврах должно быть минимальным. Самое трудное для меня, было найти правильное начальное положение ротора при взлете, удалось после многократных взлетов-падений. Теперь летит ровно, при нейтральных ручках на средних оборотах. Движения ручек должны быть резкими и кратковременными с учетом приличного запаздывания реакций модели. Возможно в этом причина раскачки.

Я сегодня не утерпел и выезжал на продолжение испытаний. Мороз десять градусов, очень сильный северный, порывистый ветер. Но я надеялся, что приличный вес модели (около 700гр.) и тяга мотора 830гр. позволят мне все-таки полетать. Ничего не получилось. После взлёта с руки против сильного ветра на полных оборотах , автожир с приличной скоростью рванул вперёд и вверх. И как только я попытался вывести его на горизонтальный полет изменением крена по тангажу, порыв ветра очень резко бросил модель вниз (надо было просто несколько снизить обороты). Рванув ручку на себя, мне удалось опять поднять модель на высоту (и опять на максимальных оборотах). Поняв, что для полётов в сильный втер я ещё не готов, я решил опустить модель на авторотации и выключил мотор (а надо было оставить небольшую тягу).

И вот тут мне педоставилась возможность оценить силу сегодняшнего ветра, который мгновенно подхватил модель и с огромной скоростью пронёс её мимо меня и бросил в траву, я даже глазом моргнуть не успел! На этом лётный день пришлось закончить.

Так что будем учиться летать одновременно. Кстати, завтра обещают подходящую погоду! Желаю удачи!

Петрович.

Ссылка на комментарий

Приветствую единомышленника по автожирам!

Очень хочется продолжить испытания, но погода пока не летная. Вчера тоже пытался подлетнуть, но, выйдя в поле, решил не рисковать машиной – слишком порывистый ветер, практически шквальный – пришлось вернуться. Мороз тоже не помощник!

Что касается модели, то я максимально (в разумных пределах) «зажал» расходы управления. Анализируя, я вижу большое сходство в управлении автожира и вертолета – оба требуют точных двойных движений и работы на опережение (запаздывание управления). Но такой чувствительности я не ожидал! Запаздывание управления зависит еще и от оборотов НВ - чем выше обороты, тем быстрее реакция на отклонение ручки управления, а они на автожире «гуляют» в зависимости от тангажа. Еще возможна проблема при выполнении разворотов – при нашем вращении НВ по часовой стрелке (вид сверху) вертолет имеет тенденции (если мне не изменяет память):

-левый разворот (вираж) стремление к увеличению крена и тангажа;

-правый разворот – уменьшению крена и тангажа. Думаю автожир подчинен тем же законам аэродинамики.

Будем учиться летать вместе! Удачи Вам! Погодку бы еще...

 

Ссылка на комментарий

Приветствую!

Несмотря на мороз и штилевые условия, сделал попытку облета автожира. Летит, но не так, как хотелось бы. Пропала управляемость по крену! Наверное, излишне зажал расход по крену. Автожир на высоте 4-5метров встал в левый вираж радиусом метров 10, при полностью отклоненной ручке управления вправо, без потери высоты. По тангажу управляемость в норме. Летит комфортно, если бы не крен! Скорость полета небольшая. Попробовал установить наклон оси НВ вправо, но, испытать в воздухе не удалось - замерзла серва руля направления (надо менять!).

Машина цела и появилась информация для размышления! Буду экспериментировать, для этого и строилась «платформа». Таковы результаты. Тяжело облетывать модель зимой, уж слишком холодно!

Ссылка на комментарий

Здравствуйте!

Продолжаю «работу» над автожиром - заменил серву руля направления на HS-55. Надеюсь, будет работать в жестких условиях низких температур. Еще раз проверил углы, «выкосы» в статичном положении висения на нити и практически во всем диапазоне работы двигателя, кроме максимального (зависает!) – все четко, модель не вращается, а лишь стабильно отклоняется вперед и вверх. Жду погоды.

post-1831-1231497464_thumb.jpgpost-1831-1231497546_thumb.jpgpost-1831-1231497563_thumb.jpg

Кстати, на базе этой «платформы» ранее была создана моделька дельталета для первоначального обучения. В четыре руки (с товарищем) дельталетик был построен за 12часов.

post-1831-1231497651_thumb.jpg

Летает прекрасно (для своего типа) – исключительно спокойно и медленно! Особенно впечатляет плавный разбег, отрыв и пологий набор высоты на небольших оборотах двигателя! После «бешенных» полетов на пилотажке – отдыхаешь на этом аппарате! Но желательны штилевые условия.

Ссылка на комментарий
Кстати, на базе этой «платформы» ранее была создана моделька дельталета для первоначального обучения.
Интересно, расскажите о постройке...

 

Ссылка на комментарий

Дельталет создавался для первоначального обучения моего хорошего товарища, как процессу изготовления моделей, так и полетам. Однако этапы ства я не фотографировал, выложить нечего. За основу взят отработанный мной чертеж будущего автожира и, по ходу изготовления, внесены изменения в сторону упрощения по размерам и форме хвостового оперения, размещения рулевых машинок. Управляется рулем высоты и рулем направления. Борт (электрика) аналогичен представленному ранее в описании автожира. Дельтокрыло состоит из угольных трубок собранных воедино с помощью отрезков силиконовых трубок, стянутых медной проволокой. Парус из пакета для мусора (что было под рукой) навешен на узкий скотч. Угол установки крыла «выставил на глаз» и попал удачно – полетел сразу, но есть возможность регулировки. Взлетный вес около 200гр. Дельталет при желании легко сделать разборным – если изготовить более надежный парус. В настоящий момент модель находится у своего владельца, так что если это необходимо, я смогу снять размеры несущей системы и сфотографировать узлы несколько позднее.

Ссылка на комментарий
...ранее была создана моделька дельталета для первоначального обучения. В четыре руки (с товарищем) дельталетик был построен за 12часов.

...Летает прекрасно (для своего типа) – исключительно спокойно и медленно!...

а я платформу с дельты хочу переделать в автожир! правда, год назад он создавался именно как автожир, но недостаток информации и опыта в этом вопросе заставили меня поставить на него дельта-крыло. штиль не обязателен. НЕ ПАДАЕТ! НЕЛЬЗЯ РАЗБИТЬ! мои пацаны на нем учились летать. держит ветер до 5-7 м/с. один мой ребенок после 20(!!!!) минут полета говорит мне: "А я его не вижу!" глаза устали!

Ссылка на комментарий

Абсолютно с Вами согласен – живучесть и летучесть дельталета отменная! Облет проводили при ветре 3-4м/с – управлять просто, но легкая у нас получилась машинка, приятнее летать в штиль, особенно новичкам. А узел крепления несущего винта на платформе универсален и позволяет легко навесить дельта-крыло.

post-1831-1231530606_thumb.jpg

Ссылка на комментарий

Доброго всем дня!

Сегодня погода благоприятствовала облету автожира и я воспользовался моментом. Температура -9грС, ветер 0.5-1м/с. Выполнил два полета, общей продолжительностью 5минут. Оговорюсь сразу - оба полета заканчивались падением, но не по вине машины, а пилота – банально заруливался! Непривычно пока для меня воспринимать автожир в полете – чуть отпустил его подальше и сложно понять его пространственное положение. Но сам полет мне очень понравился! Абсолютно адекватное управление, небольшая скорость, шелест и свист лопастей, виражи вправо и влево – без проблем! Взлет выполнял с руки, достаточно быстро пройти 3-4шага, толчок и модель в воздухе, без кренов и просадки! Теперь могу сделать правильные выводы по конструкции и углам установки. Модель цела (оба раза вертикальный вход в снег и лед озера – страдал лишь тянущий винт!), повреждений практически нет – деформировалась левая стойка шасси (выпрямил), отслоился кое-где скотч на лопастях. Отрицательные момент – полет выполнялся на 70-80% мощности двигателя, что говорит о необходимости повышения качества НВ – резервы в этом направлении большие.

Вывод:

- Необходим навык в полетах на данной модели (пространственное положение);

- Автожир устойчив, управляем, невероятно живуч.

- Летать на нем интересно!

Однако считаю, что это только начало – не определен весь диапазон летных характеристик т.к. летал в основном «блинчиком». Буду учиться, пробовать!

P.S. Снимков пока нет - облетывал один.

Ссылка на комментарий

Здравствуйте!

Очень хочется построить дельтаплан с ребятами на СЮТ. Если можно выложить больше фото и ТХ модели. Пдойдут ли для этой модели мотор Товер Про 2409-18?

С уважением Константин.

Ссылка на комментарий

Здравствуйте Константин! В настоящий момент модель дельталета находится у своего владельца, так что я смогу снять размеры, сфотографировать узлы, доработать чертеж и выложить его несколько позднее. Обязательно постараюсь сделать. Ваш моторчик вполне подойдет, только модель будет несколько больше в размерах. На оригинале стоит D2730-1700 массой 20гр и создающий максимальную тягу 360гр с винтом 8" x 4.5".

Если хотите, могу предложить черновой чертеж автожира. Масштаб для распечатки в КОМПАСе 2.720 На его основе был сделан дельталет, а позднее автожир. Микроавтожир.rar

 

Ссылка на комментарий

Молодец!!! Поздравляю с удачными полётами!

Меня тоже поражает удивительная неубиваемость автожира, не смотря на то, что падения выглядят довольно критическими?!. Большинство поломок - мелкие и устраняются на месте.

Я специально выбрал компоновку своего автожира с толкающим винтом, что бы винт целее был. Помогает.

Ссылка на комментарий

Спасибо за поздравления!

Что касается компоновки с тянущим или толкающим винтом – везде есть свои преимущества и недостатки. Схема с толкающим винтом мне тоже нравится, но не с передней стойкой шасси, а с хвостовой опорой - большие тангажи на посадке. Зреет задумка попробовать двухлопастной НВ. Как считаете?

 

Ссылка на комментарий

Я уже писал в своей теме, что начал прорабатывать новый проект большой двухлопастной машины. Думаю, что это очень интересно. Так-что будем опять вместе двигаться в одном направлении и уверен - ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ!!!

Пишут, что двухлопастные гиро труднее в управлении. Посмотрим, проверим!

Изменено пользователем Пэтрович
Ссылка на комментарий

Конечно все получится! И придет время делать более серьезные машины!

Сегодня вновь поднял автожир в воздух. Мои первоначальные трудности с пространственной ориентировкой автожира в воздухе больше не возникли – отлетал до полной отсечки аккумулятора. Ветерок был порывистый, плотный и автожир легко зависал в воздухе. Пробовал выполнять «конвейер», но без касания, на минимальной путевой скорости (относительно земли) – легко! Посадка с минимальным пробегом по ледяному насту! Почти все, что хотелось увидеть от автожира, я увидел!

И все же НВ «тяжеловат» для такого мотора, или я привык к большому запасу тяги на моделях самолетов. Будем летать дальше!

Ссылка на комментарий

Здравствуйте!

Перед очередными полетами оснастил автожир лыжами, - пора отрабатывать взлеты и посадки.

post-1831-1232040427_thumb.jpg

post-1831-1232040460_thumb.jpg

И сегодня появилась возможность сфотографировать автожир в полете. Выкладываю то, что получилось.

post-1831-1232040505_thumb.jpg

post-1831-1232040548_thumb.jpg

post-1831-1232040578_thumb.jpg

post-1831-1232040599_thumb.jpg

post-1831-1232040640_thumb.jpg

Есть еще видео, но весит 33мб и снималось на фотоаппарат (формат MOV).

Полеты приносят настоящее удовольствие! Маневренность отличная, диапазон скоростей удивляет!

Ссылка на комментарий

Супер!!! Полет просто образцово-показательный, мне так гладко летать не удаётся - видать старею. Эх...

Аппарат выглядит в полете просто великолепно. Молодец!!!

Тоже сразу захотелось лыжи, жалко времени сейчас маловато. Кстати, из чего они?

Изменено пользователем Пэтрович
Ссылка на комментарий

Спасибо! Лыжи изготовил из пластикового декоративного уголка (остались кусочки от ремонта) – быстро и просто. Ось стойки шасси вставляется в липовый брусочек, лыжа фиксируется в заданном положении с помощью проволоки от пружины. Лыжа легко снимается и меняется на колесо, проволока пружины ему (колесу) не мешает. Вес лыжи 4гр.

post-1831-1232117287_thumb.jpg

Вот еще немного видео полетов у земли (скачивать все три файла)

автожир.part1.rar

автожир.part2.rar

автожир.part3.rar

 

 

Ссылка на комментарий

я нашел фото своего дельтика - автожира. у него крыло - китайский змей. но летал и с мусорным пакетом. с пакетом лучше - он в два раза легче змея. но при размахе 1.5 м пакет быстро изнашивается. взлетный вес 640 г

 

delta1-web.jpg

 

delta2-web.jpg

Ссылка на комментарий

С пакетом действительно лучше - были опробованы и другие варианты, но вновь вернулись к пакетам!

Пора ставить на модельку несущий винт! Ведь изначально она создавалась автожиром!

Ссылка на комментарий
Лыжи изготовил из пластикового декоративного уголка (остались кусочки от ремонта) – быстро и просто.

Понял. Возьму на заметку этот вариант. Полет посмотрел - опять безукоризненно!!!

Ссылка на комментарий

Здравствуйте! Продолжаю изучение автожира.

Первый комплект лопастей в процессе жесткой эксплуатации практически выработал свой ресурс и требует замены. Конечно, он еще вполне работоспособен, но я решил несколько изменить не только конструкцию лопасти, но и относительную толщину профиля в сторону ее уменьшения. В первом комплекте лопасть состояла из лонжерона (плотная бальза) и хвостовой части (потолочка), обтяжка цветной скотч. В комле лопасть имеет усиливающие узел навески накладки, выполненные из стеклотекстолита толщиной 0,4мм. Лопасть балансировалась в процессе изготовления. Вес комплекта 18гр. Старался выдержать профиль SG-6042, относительная толщина профиля 12,5%.

post-1831-1232549073_thumb.jpgpost-1831-1232549118_thumb.jpg

Второй комплект лопастей цельнодеревянный. Лопасть состоит из липового лонжерона (скорее передней кромки), хвостовой части (бальза) и стеклотекстолитовых накладок в комле. Обтяжка скотч. Относительная толщина профиля 9%. Вес комплекта лопастей составил 15гр.

post-1831-1232549181_thumb.jpgpost-1831-1232549208_thumb.jpg

post-1831-1232549239_thumb.jpgpost-1831-1232549898_thumb.jpg

Сегодня выполнил облет новых лопастей и, был приятно удивлен – автожир стал значительно более «летучим»! Значительно возросли обороты НВ, снизился уровень вибраций, уменьшился угол наклона траектории на авторотации (с выключенным двигателем), что говорит о возросшем качестве! Существенно сократился разбег на взлете. И автожир стал более «шустрым» - резко возросла чувствительность управления. Буду продолжать летать, но уже на новых лопастях.

Изменено пользователем Snaip
Ссылка на комментарий

Наклон оси вала НВ (относительно вертикали, перпендикулярной ной горизонтали):

назад - 9гр.

вправо по полету (для компенсации М реактивн. тянущего винта) +4гр.

Диапазон хода вала НВ:

вперед +10гр.

назад -14гр.

крен +/- 7гр.

Выкос вала двигателя вниз - 5гр.

Угол установки лопастей - 4гр. С углом установки эксперементировал мало, еще с первым комплектом лопастей остановился на - 4-х градусах.

Изменено пользователем Snaip
Ссылка на комментарий

Привет . При обработке лопастей использовался рубанок или только наждачка? Какая ширина лопасти? Из чего сделана центральная маховая пластина?

Я собрался менять НВ на двухлопостной. Думаю оставить старые лопасти (они в хорошем состоянии), а диаметр увеличить за счет удлиннения крепёжных плоскостей маховой пластины.

Сергей.

Ссылка на комментарий

Приветствую!

Лопасти первоначально выводил рубаночком, далее окончательная профилировка с помощью оснастки (брусок) до момента плотного прилегания и скольжения бруска по поверхности стола. Лопасти удалось получить идентичными друг другу, как по весу, так и по балансировке (продольная и поперечная). Работа требует аккуратности, главное не спешить. Время на изготовление комплекта составило 40мин. Хорда лопасти 31мм. Маховая пластина из стеклотекстилита 0.6мм.

post-1831-1232688737_thumb.jpgpost-1831-1232688827_thumb.jpg

В процессе изготовление двухлопастного НВ, втулочка почти готова.

post-1831-1232689317_thumb.jpg

Но это лишь промежуточный вариант, есть желание опробовать маятниковое крепление лопастей, однако там есть свои "проблемки", связанные с ростом вибрации при увеличении конуса НВ.

post-1831-1232689653_thumb.jpg

Узнаем!

Ссылка на комментарий

Упустил важный момент! Двухлопастной НВ потребует лопастей с большим удлинением, т. к. в противном случае уменьшится коэффициент заполнения - отношение суммарной площади лопастей в плане к ометаемой площади, а это повлияет на несущую способность НВ.

 

Ссылка на комментарий
Двухлопастной НВ потребует лопастей с большим удлинением

Я правильно понимаю, что оносительная ширина лопасти должна быть увеличена, чтобы увеличить площадь лопасти?

 

У меня тоже были мысли о жестком роторе, но решил сначала попробовать на испытанном варианте с маховой пластиной. Интересно будет сравнить результат.

Кстати, на последнем фото лопасти соединены параллельно, а по моему должен задаваться небольшой конус (примерно 4град). Или я ошибаюсь?

Изменено пользователем Пэтрович
Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

×
  • Создать...