Перейти к содержанию
Aviamodelka - форум авиамоделистов-самодельщиков

Бальза Фанера Карбоновые трубки Эпоксидные смолы Карбоновые стержни Латунные трубки Проволока ОВС Ткани

Бальза, Фанера, Карбоновые трубки, Эпоксидные смолы, Карбоновые стержни, Латунные трубки, Проволока ОВС, Ткани, МРД, Клеи

Биплан "Этюд" полноразмерный F3A


Рекомендуемые сообщения

На улице стало прохладно, а значит самое время начать изготовление чего-то новенького, чтобы успеть к следующему лётному сезону. В этом году я решил сделать биплан. Почему биплан, чем он привлекает? Первое, что наиболее очевидно, это площадь крылев 80-94 кв.дм. против 55-65. Второй момент, это неразборное крыло, как правило. Даже не знаю что это, плюс или минус. На подготовку чертежей ушёл почти месяц. Неоднократно менял разные параметры. Конечно, можно было бы взять уже хорошо зарекомендовавший себя самолёт и скопировать, но таковых, к счастью, под рукой нет, поэтому решил сделать свой вариант... Чертёж и эскиз внешнего вида решил не размещать в начальном посте, маленько сохраню интригу. Внешний вид будет проявляться постепенно. Изготовление началось 1-го октября. Первая деталь, почти готова. Это силовая коробка см. фото. Изготовлена из фанеры 1.5мм. Передняя часть усилена дополнительным слоем. Силовой шпангоут сделан из трёх слоёв. Внутренний слой облегчен. Вес этой детали составил 195гр. Сейчас изготавливаю шпангоуты хвостовой части, точнее 3/4 фюзеляжа, которая идёт за крыльями.

post-21349-1507863213_thumb.jpg post-21349-1507863226_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
  • 2 недели спустя...

Бальза Фанера Карбоновые трубки Эпоксидные смолы Карбоновые стержни Латунные трубки Проволока ОВС Ткани

Бальза, Фанера, Карбоновые трубки, Эпоксидные смолы, Карбоновые стержни, Латунные трубки, Проволока ОВС, Ткани, МРД, Клеи

  • Ответов 84
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Самолёт большой, детали крупные, работа идёт медленно. Напилил шпангоутов и реек. Сборка будет проходить на стапеле. Чтобы выдержать угол наклона шпангоутов, сделал 2 шаблона, вернее направляющие, для сборки хвостовой части. Эти детали сделаны из фанеры толщиной 4мм. На фото всё видно. К силовой части приклеил направляющие для верхнего крыла. Как обещал выкладываю первый вариант чертежа. Конечно, по мере изготовления, возможны какие то изменения. Сделал масштаб 1:3, чтобы вошёл на один лист. Проблема с загрузкой файлов только у меня? Загружается очень медленно...

post-21349-1508760291_thumb.jpg post-21349-1508760711_thumb.jpg etude_v_1.pdf

 

 

Ссылка на комментарий

Сборка хвостовой части проведена на стапеле с применением направляющих. Шпангоуты сделаны из фанеры 1.5мм. По кругу проходят сосновые рейки сечением 4х4мм. На гарготе, по кругу, рейки сделал из бальзы 3х4мм. средней плотности.

Шпангоуты одеваются на шаблоны и укладываются на стапель. Для установки правильного угла, 90градусов, использовал миллиметровую бумагу (видно на первом фото). После того как смола высохла, снял шаблоны и приклеил распорки (видно на фото 2). Распорки сделал из бальзы 3х4мм. средней плотности. Теперь можно переходит к изготовлению киля.

post-21349-1509290247_thumb.jpg post-21349-1509290263_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
.... работа идёт медленно. Напилил шпангоутов и реек...

Виктор, шпангоуты пилили ручным или каким-то механизированным способом? На лазерную резку не очень похоже. Действительно- рукоделие. :excl:

С уважением, Юрий.

Ссылка на комментарий
Виктор, шпангоуты пилили ручным или каким-то механизированным способом? На лазерную резку не очень похоже.

Вы правы. Всё обычным лобзиком, ну и как в анекдоте "... доработать напильником...". :)

Большая работа ещё впереди, каждую нервюру надо будет сделать в четырёх экземплярах... Про резак думал давно и фрезер присматривал. Теперь, думаю надо брать 3D принтер и болванки делать для форм, или сразу формы. Знать бы какое качество получается.

Изменено пользователем nvi93
Ссылка на комментарий
  • 4 недели спустя...

Продолжаю изготовление фюзеляжа. Для того чтобы скрепить силовую и хвостовую части, изготовил простенький стапель. Купил 3 шпильки с резьбой М8 и три десятка гаек. Выпилил 4 направляющих для шпангоутов, из фанеры 4мм. Установил их на необходимом расстоянии. Постелил на стапель миллиметровую бумагу, выровнял направляющие по осям. Далее всё устанавливается просто и ровненько, всего пару примерок и можно сажать на клей.

Киль сделал наборным, всё просто, 4 нервюры и сосновые лонжероны 3х6мм. Передняя кромка сосновая 3х5мм. На фото киль и фюзеляж на стапеле.

post-21349-1511709633_thumb.jpg post-21349-1511709814_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
  • 3 недели спустя...

Заканчиваю "черновую" работу над килем. Обшивка киля и всего фюзеляжа бальзовая, из пластин толщиной 2мм. В первую очередь закрыл до лонжерона. Вырезал две пластины и обработал кромку под угол 45 градусов. Придавил грузом и склеил скотчем, чтобы могли наклоняться на угол 90-100 градусов (см. фото). Слегка намочил водой и загнул. На следующий день снял и обрезал так, чтобы лонжерон закрывался на 2/3 ширины. Намазал нервюры и переднюю кромку клеем, а лонжерон оставил "сухим", намазав бальзу в тех местах где она соприкасается с лонжероном. Затем зашил верхнюю часть до задней кромки. Последний штрих - приклеил заготовку из бальзы, ещё не обработана, подождёт пока сделаю поворотную часть...

post-21349-1513262710_thumb.jpg post-21349-1513262733_thumb.jpg post-21349-1513262755_thumb.jpg

post-21349-1513262769_thumb.jpg post-21349-1513262779_thumb.jpg post-21349-1513262789_thumb.jpg

 

Ссылка на комментарий
  • 2 недели спустя...

Ох, и тяжело строгать сосновую болванку... Переключался то на киль, то на болванку, на которой потом будет изготовлена мастер-форма кабины и носовой части фюзеляжа. Сделал первичную сборку руля направления, обшитую только с одной стороны. Нервюры из фанеры 1.5мм. обшивка из лёгкой бальзы толщиной 2мм. Усиление для петель вырезал из бальзы толщиной 10мм. Заодно примерил рулевую машинку и положение кабанчика с тягой. В результате получились такая конструкция:

post-21349-1514293733_thumb.jpg post-21349-1514293741_thumb.jpg

 

Болванка состоит из двух частей. Нижняя - собственно и есть носовая часть, а верхняя - это кабина. Смотрю на эти детали и невольно появляется желание удлинить форму ещё миллиметров на 200 или даже 300 т.е. до силового шпангоута, где будет крепление крыльев. Поэтому, решил приостановить изготовление формы подумать...

post-21349-1514294136_thumb.jpg post-21349-1514294145_thumb.jpg post-21349-1514294153_thumb.jpg

Ссылка на комментарий

Обалдеть как хорошо получается!

Только сегодня имел беседу с Павлом Лапшовым (Рус-Джет), ну дружим, теперь они на самолётах не делаю лючков для обслуживания серв, делают крепёж на совесть, качалки тяги и всякое такое и муруют .

Ибо моторесурс добротного привода 25 часов, и они не вылётывают его , либо саломь в хлам, либо разбирают если часть повреждена.

А так экономия в весе и нет нарушений конструкции, вот что рекомендуют чемпионы мира...

Ссылка на комментарий
Ибо моторесурс добротного привода 25 часов, и они не вылётывают его...

Для пилотажного самолёта, время жизни 25 часов маловато будет. Сами считайте, полёт 8-10минут, т.е. 25 часов = 1500 мин. т.е. 160 - 200 полётов. Для пилота F3A это совсем мало за пару месяцев, а то и меньше налётывают. Со временем у машинок появляется "дребезг" в нулевой точке. Машинки надо менять, чтобы самолёт летал подольше :)

Изменено пользователем nvi93
Ссылка на комментарий

Эт, да, а копии....... там каждый полёт ка праздник, тренировочная машина- одно, а боевая другое.

Хотя, мой друг на акробате за сезон только 80 полётов сделал....

 

Ссылка на комментарий
  • 3 недели спустя...
Красота. А каким клеем пользуетесь для постройки?

В разных местах клей разный. Больше всего использую эпоксидную смолу Ларит или нашу КДА. КДА для форм, стапелей и т.п., а Ларит крылья, фюзеляж... Можно спокойно, не торопясь намазать и прижать. Для быстрой фиксации удобно использовать жидкий цеакрин (синий) или его аналог Космофен СА-500.200. Бальзовые полосы в стык клею эмалитом. Деревянные болванки - момент столяр (в жёлтых или красных бутылках 250гр. Всё это есть в магазине Авиамоделки, что то можно купить в любом хоз. магазине.

 

Начал изготовление крыла. После долгих раздумий, решил сделать наборное крыло, а не композитное. Чертёж стапеля и нервюры крыла опубликую позже, надо ещё проверить некоторые моменты стыковки. Стапель сделал укороченный, вторая половинка только нервюры 1 и 2. Этого вполне достаточно, чтобы склеить центроплан без перекосов. Подготовил детали стапеля из фанеры 4мм. Детали выпилил с расчётом "без обшивки". Обшивка будет из пластин бальзы толщиной 1.5мм. На фото детали и уже склеенный стапель. В качестве стяжки использовал металлические шпильки диаметром 8мм. длиной 1 метр, поэтому их чуть не хватает, что видно на фото.

post-21349-1516530323_thumb.jpg post-21349-1516530334_thumb.jpg post-21349-1516530345_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
  • 2 недели спустя...
А такие шпильки не слишком тяжелые? Или они потом все равно убираются?

Тут описано изготовление СТАПЕЛЯ, т.е. приспособление для последующей точной сборки конструкции. Этот стапель будет применяться для сборки крыла и он останется на земле в мастерской, вмести с весьма тяжёлыми шпильками.

Неделя ушла на изготовление нервюр крыла. Все нервюры изготовлены из фанеры 1.5мм. На фото процесс изготовления. Сначала перевёл на фанеру, затем выпилил по контуру. обработка до нужного размера в пачках по 4 шт. Всего получилось 7нервюр * 4 = 28шт. и 4 носка * 4 = 16шт.

post-21349-1517395078_thumb.jpg post-21349-1517394633_thumb.jpg

post-21349-1517394806_thumb.jpg post-21349-1517394816_thumb.jpg

 

Ссылка на комментарий
  • 2 недели спустя...

Ура! Первый "скелет" крыла собран. Вес получился 205гр. Что то ещё нужно опилить, подточить. Сборку начал с силовой части. Центральная часть усилена четырьмя сборными штырями. Каждый штырь состоит из 4 слоёв. Основная часть это угольная полоска 10х1мм. длиной 310мм. К ней приклеивается узел крепления (Д16т 2мм.) и обматывается нитками. Далее, в промежутках между деталями крепления, бальза 2мм., потом на всю длину полоска элура и опять бальза 1.5мм. В итоге получились штыри сечением 10х5мм. На эти штыри одеваются центральные нервюры. Элероны из сосны сечением 10х3мм. Передняя кромка 3.5х6мм. Задняя полка из двух реек 3х3мм. Изначально собрал центральную часть, затем правую и левую половинки крыла. Теперь надо сделать "обжимной стапель" для обшивки бальзовыми пластинами толщиной 1.5мм. Сегодня начал собирать второе крыло...

post-21349-1518274418_thumb.jpg post-21349-1518274427_thumb.jpg

post-21349-1518274478_thumb.jpg post-21349-1518274551_thumb.jpg

 

Ссылка на комментарий
Силовой контур не замкнут и консоль держится на двух нервюрах?

Не совсем так, центроплан ещё не доделан. Крыло будет НЕ разборное! Лонжероны будут сходится и между ними будет силовое заполнение из бальзы или пенопласта, между штырями тоже есть заполнение. Обшивка тоже работает, растяжение/скрутка. По моим расчётам основной силовой элемент включает: 4 центральных нервюры, 4 штыря, соединение лонжеронов, задняя полка продолжение оси крепления элеронов. А как бы Вы сделали при таком угле схождения лонжеронов левой и правой половинок крыла? Была идея "одеть" всё на трубку 20-22мм., но в этом случае крепление к фюзеляжу усложняется.

Изменено пользователем nvi93
Ссылка на комментарий

Если крыло цельное, то штыри у Вас как "крепёжный элемент" к фюзеляжу? На фотографии основной лонжерон заклеен окончательно и не имеет продолжения до оси симметрии? Нервюра, на которой заканчивается штырь, как-то усилена? Ведь на неё придётся вся нагрузка.

Я бы продлил основной лонжерон до оси симметрии и не мудрил бы так со штырями.

Ссылка на комментарий

Желательно бы установить бальзовые стенки между полками лонжерона.Хотя бы на 3-4 межнервюрных пролета и дальше концов штырей. Более технологически простой вариант, наверное, зашить лонжерон там же бальзой с двух сторон. Возможно все это и планируется.На фото этого пока нет. Удачи.

С уважением, Юрий.

Ссылка на комментарий

Спасибо за рекомендации. Вчера собрал "скелет" второго крыла. Теперь возьмусь за усиление. В выходные постараюсь выложить отчёт, а заодно и чертёж крыла. Вставки между лонжеронами и штырями конечно планировались изначально. Меня всегда терзают сомнения: "что лучше бальза или пенопласт, для вставок"? И если применить бальзу, то как лучше поставить слоями вдоль лонжерона, или перпендикулярно ему? Кроме этого по всей длине лонжерона, в момент приклейки бальзовой обшивки, будет уложен угольный элур. Работы ещё много и весу, к сожалению, добавится тоже прилично.

Ссылка на комментарий
И если применить бальзу, то как лучше поставить слоями вдоль лонжерона, или перпендикулярно ему?

Перпендикулярно однозначно. Чтобы там не писали на разных форумах, а на этих граблях потанцевал достаточно...

Ссылка на комментарий
Перпендикулярно однозначно. Чтобы там не писали на разных форумах,

Все правильно. И когда расстояние между полками лонжерона небольшое и бальза еще тонкая, подгонять такую стенку в размер(между полками и между нервюрами) чуть-чуть неудобно. Поэтому легче зашить лонжерон бальзовыми пластинами по бокам лонжерона.Плюс получаем рабочий замкнутый короб. Зашивается чуть большими по высоте пластинами.После высыхания излишки подрезаются и подшкуривается по полке лонжерона.

С уважением, Юрий.

Ссылка на комментарий

Спасибо за рекомендации!

Первым делом "связал" лонжероны и переднюю кромку. Переклей лонжерона на 30мм, по 15мм. в каждую сторону от нервюры. Это хорошо видно на фото. Заполнение между лонжеронами, бальза 4мм., установлена вдоль центральной линии. Слои на бальзе идут перпендикулярно лонжерону. В центре применил более плотную бальзу, а после 3-ей нервюры полегче. Из собственного опыта, могу сказать, что в момент заполнения, крыло необходимо зафиксировать на стапеле. Когда перегородки устанавливаются с небольшим усилием, то может возникнуть небольшой перекос, а потом, в сумме всех незаметных перекосов, результат может весьма существенно "закрутить" крыло! Почему я установил перегородки во внутрь, а не приклеил их сбоку? В момент нагрузки на крыло, оно начинает изгибаться в форму дуги. Один лонжерон стремится как бы растянуться, а второй сжаться. Если приклеить распорки с боку, то может произойти отслаивание тонкого слоя распорки, изгиб лонжерона... А если распорка находится внутри, то пока её не раздавит, лонжерону двигаться некуда.

Маленько отстал от графика. Чертеж крыла успею доделать не раньше понедельника, надо ещё на некоторых нервюрах исправить форму облегчения.

post-21349-1518877525_thumb.jpg post-21349-1518877541_thumb.jpg post-21349-1518877552_thumb.jpg

 

Ссылка на комментарий
Один лонжерон стремится как бы растянуться, а второй сжаться. Если приклеить распорки с боку, то может произойти отслаивание тонкого слоя распорки, изгиб лонжерона...

В общем-то, все правильно.Особенно когда обшивка мягкая. Но ваше крыло имеет бальзовую обшивку.Стенки кроме лонжерона завязаны еще и с обшивкой.И площадь клеевых соединений больше. Поэтому все это,наверное, не очень критично.Удачи.

С уважением, Юрий.

Ссылка на комментарий

Юрий, Вы правы! Квадратное сечение даёт лучшие показатели на кручение и изгиб, чем Н образное. Просто мне лучше "подогнать" 1 деталь, чем две :) и расстояние между лонжеронами приличное, у корня 30мм на конце 11мм. На фото 9 ... 11 нервюры. Сегодня "заполнил" второе крыло, можно переходить к обшивке, с одной стороны.

post-21349-1518928013_thumb.jpg

Изменено пользователем nvi93
Ссылка на комментарий

Кусочек чертежа в виде картинки и PDF для печати. Если будут вопросы, задавайте, так как начертить более подробно нет времени, пилю берёзовую 4мм. фанеру для обжимного стапеля... Была мысль заказать лазерный распил на Авиамоделке, но детали уже в работе, поздновато узнал.

post-21349-1519038067_thumb.jpg

__________.pdf

Ссылка на комментарий
  • 2 недели спустя...

Сделал 2 стапеля для обжатия обшивки. Обшивку склеил из 3 кусочков. Бальзу взял средней плотности (пластина 1.5х100х930мм. 14-20гр.), поэтому деталь для 1/4 обшивки крыла вышла 31гр. Это явно многовато, т.к. в сумме для двух крыльев даст 240-250гр. На фото виден процесс сборки, не видно только, что вдоль лонжерона, под бальзовой обшивкой, уложен слой углеткани элур. Когда высохла первая половина, сделал вторую сторону крыла. Итого, обклеенное с одной стороны крыло весит = 281гр. Сразу появилось желание облегчить конструкцию. Теперь думаю как поступить. Есть альтернативный вариант - обклеить бальзой только до лонжерона и сделать полосу 20-25мм. по полке крепления элерона, но в этом случае надо удлинить носики до полных нервюр. Какой будет вес не ясно. Вариант 2 - заказать лёгкую бальзу, тогда вес обшивки уменьшится на треть, в лучшем случае, т.е. экономия около 80грамм. На фото процесс изготовления, центроплан ещё не закрытый.

post-21349-1519732799_thumb.jpg post-21349-1519732811_thumb.jpg post-21349-1519732825_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
  • 4 недели спустя...

После долгих раздумий, решил внести изменения в узел крепления верхнего крыла, а за одно, ещё и опустить его ниже на 30мм. Выпилил детали, склеил на стапеле. Отпилил верхнюю часть фюзеляжа, но сохранил рейки. В месте склейки проложил слой тонкой стеклоткани.

post-21349-1521875799_thumb.jpg post-21349-1521876028_thumb.jpg post-21349-1521875828_thumb.jpg post-21349-1521875837_thumb.jpg post-21349-1521876040_thumb.jpg

 

Ссылка на комментарий
  • 1 месяц спустя...

Вот несколько фото. Сделал элероны наборной конструкции. Основной материал - бальза 1.5мм. Для крепления петель используется база толщиной 10мм. На фото приспособление, с помощью которого сверлятся перпендикулярные отверстия для петель.

post-21349-1525272903_thumb.jpg post-21349-1525272931_thumb.jpg post-21349-1525272948_thumb.jpg

 

Для крепления крыла используются дюралевые стойки-грибки. На фотографии видно, что гибки выступают на столько, чтобы пластина в крыле опиралась без зазора. В крыле видны распорные втулки, которые на момент фотографии ещё не были приклеены. С начала вклеил гребки верхнего крыла, при этом выровнял все углы и диагонали. Грибки нижнего крыла выровнял, измеряя расстояние от верхнего.

post-21349-1525273230_thumb.jpg post-21349-1525273273_thumb.jpg post-21349-1525274031_thumb.jpg

 

 

Ссылка на комментарий
  • 2 недели спустя...

Работа над крыльями подходит к концу. Первым делом, обработал переднюю кромку под радиус профиля. В процессе обшивки бальзой, кромка получилась совсем не такой как надо. Из фанеры, толщиной 4мм., подготовил шаблоны и подогнал переднюю кромку, а точнее носик крыла, под необходимый профиль. На фото видно, как было и как стало. Следующим шагом, вырезал прямоугольники для установки рулевых машинок в бальзовой обшивке. Машинки наживил на 1 саморез и протянул провода, после чего заклеил центральную часть крыла. Законцовки крыла изготовил из бальзы, ширина заготовок 20мм. Размах получился 1825мм. Оба крыла обтянул плёнкой трёх цветов - жёлтый и два оттенка зелёного. Нижнее крыло более тёмное. Плёнка оказалась "тяжёлая" и прилично добавила веса :( В результате, вместе с машинками, верхнее крыло 559гр., а нижнее 574гр. т.к. его нижняя сторона была обклеена более тяжёлой бальзой. С другой стороны, крыло весом 500гр., если не считать машинок, не так уж и плохо, для первого раза. :)

post-21349-1526395783_thumb.jpg post-21349-1526395732_thumb.jpg

post-21349-1526395701_thumb.jpg post-21349-1526395752_thumb.jpg post-21349-1526395805_thumb.jpg

Ссылка на комментарий

Продолжаю работу над фюзеляжем. Установил верхнее крыло, и приклеил "по месту" бальзовую пластину, средней плотности, толщиной 2мм. от силовой коробки до шпангоута. Края пластины усилил кусочками бальзы, вырезанными под профиль. Оформил изгиб от пластины до наклонного шпангоута, кусочками бальзы, которые вырезал из пластины толщиной 10мм. Снял крыло, доработал стыки и обшил верхнюю часть, узкой полоской бальзы, толщиной 2мм.

Перед обшивкой боковин, вклеил маленькую трубочку из стеклоткани - направляющую для стабилизатора. Угол по горизонтали проверил на параллельность верхнему крылу, а диагонали рулеткой, вид с верху. Фото будет позже, т.к. не поместилось...

post-21349-1526958191_thumb.jpg post-21349-1526958201_thumb.jpg post-21349-1526958214_thumb.jpg post-21349-1526958225_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
  • 2 недели спустя...

Завтра уже лето, а самолёт ещё не готов... Продолжаю работу с фюзеляжем. Работа по обшивке, бальзой толщиной 2мм., завершена. Теперь необходимо сделать носовую часть, из стеклоткани. На болванку носовой части приклеил "воздухозаборники", в черновой обработке. На фото последние приготовления болванки перед шпаклёвкой.

Удлинитель провода, длиной 1200мм., для серво сделан из 5 проводов, 2 питания и 3 для каждой из машинок. На фото видна его укладка, перед обшивкой бальзой левой стороны фюзеляжа. На четырёх проводах, получилось экономия около 20гр.

post-21349-1527742884_thumb.jpg post-21349-1527742899_thumb.jpg post-21349-1527742907_thumb.jpg post-21349-1527742920_thumb.jpg

 

Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

×
  • Создать...