X   Сообщение сайта
(Сообщение закроется через 2 секунды)

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

> МАТЕРИАЛЫ В НАШЕМ МАГАЗИНЕ



Бальза, Фанера, Карбоновые трубки,
Карбоновые пластины, Карбоновые стрежни, Латунные трубки, Проволока OBC, Ткани, жгуты, ленты, Эпоксидные смолы,
Стеклотекстолит, Для ваккумной формовки, Для матричных технологий, Ветроуказатели

 
Ответить в данную темуНачать новую тему
> Что может быть проще "безколлекторника"?!, Вполне можно сделать своими руками...
Рейтинг 5 V
Valery I'am
сообщение 21.7.2015, 0:07
Сообщение #1





Группа: Пользователь
Сообщений: 324
Регистрация: 3.2.2012
Вставить ник
Цитата
Возраст: 70
Из: Дубна
Спасибо сказали: 66 раз(а)




Казалось бы, что может быть проще "безколлекторника" (IMG:style_emoticons/default/smile.gif) !? Говоря "проще", - умышленно опускаю очень не простую электронику и, пока считаем, что это не наших рук дело. Но вот попытаться построить аутрайнер и не из CD-юшника, а ватт на 500÷800, благо стали достаточно доступны неодимовые магниты – вполне достойное предприятие для тех, у кого иногда появляется желание сделать что-то своими руками. Подшипники, оси, как понимаете тоже не проблема. Минимум токарных работ, но если собираемся построить действительно приличный мотор, точность выполнения этого минимума необходимо обеспечить. Посадочные места: под подшипники, вал с корпусом ротора и особенно рабочий зазор между ротором и магнитами необходимо обеспечить с учётом температурных поводок. А, следовательно, требуется тщательно подобрать материалы для изготовления входящих деталей. Но даже и в этом проблемы нет, и всегда можно подобрать «обмылок» нужного материала, благо это десятки граммов, а не килограммов (IMG:style_emoticons/default/wub.gif) .
Теперь, как мне кажется, я подошёл к главному, и самому сложному в этом начинании, а именно к сердечнику – статору будущего мотора. Конечно, говорим не о тех, у кого есть возможность с помощью лазерного раскроя вырезать из трансформаторной стали необходимое количество "звёздочек". Мы пойдём другим путём, а именно, попытаемся подобрать подходящий по диаметру и по количеству полюсов ротор от обычного коллекторного электродвигателя. Имеем в виду вышедшую из строя бытовую технику: кофемолки, миксеры, дрели и пр., не забываем и соседей опросить. И вот, когда мы стали счастливыми обладателями подходящего ротора, можно приступать к работе. Для начала необходимо аккуратно его разобрать. На этом останавливаться не будем, важно добыть необходимое количество "звёздочек". Помним, что строим достаточно «серьёзный» мотор и нам необходим пакет для статора миллиметров 20÷25. Конкретно, исходим из размеров магнитов, которые имеем в виду для этого начинания.
С помощью эпоксидной смолы в оправке прессуем пакет требуемой толщины, тщательно совмещая зубцы полюсов. Естественно принимаем меры для защиты от склеивания нашего будущего статора с оправкой. По завершении полимеризации, убираем все подтёки эпоксидной смолы, аккуратно сверлим необходимые для монтажа отверстия. Теперь необходимо тщательно изолировать зубцы будущего статора. Для этого применяют специальные компаунды, эпоксидка из-за большого поверхностного натяжения собирается вовсе не там, где нужно и совершенно не защищает от острых кромок. Но её можно "обхитрить", обмотав каждый зубец х/б ниткой, аккуратно, - виток к витку. Теперь она (эпоксидка) ляжет там, где нам нужно, и держаться будет прочно! Вот, пожалуй, и всё. Осталось правильно уложить обмотки, но об этом говорено много. Могу только добавить, - провод ПЭВ-2, желательно новый. Прекрасно держит пропитку кремнеорганическими лаками горячей сушки. Кончики под пайку зачищаются муравьиной кислотой (на несколько секунд в кислоту, и снять салфеткой изоляцию, залудить).
Конструкция аутрайнера, а именно его "железа", действительно очень проста, и "рисуем", то есть конструируем (IMG:style_emoticons/default/huh.gif) с учётом уже приобретённых (подшипники, магниты и пр.) и изготовленных нами деталей и узлов. Не забываем, однако: что он должен хорошо продуваться (охлаждаться) в процессе работы; и элементы крепления должны соответствовать ожидаемой мощности.
Поговорим.
С уважением, Валерий.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Orlov
сообщение 21.7.2015, 8:39
Сообщение #2





Группа: Читатель
Сообщений: 655
Регистрация: 16.11.2011
Вставить ник
Цитата
Возраст: 41
Из: Ишунь, Крым, Россия
Спасибо сказали: 149 раз(а)




Валерий, очень интересная для меня тема. Особенно после санкций, введенных Пайпалом в отношении Крыма. Длинна магнитов должна быть равна толщине набранного пакета статора?
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Eugen
сообщение 21.7.2015, 13:15
Сообщение #3


Почётный форумчанин, Мастер-моделист


Группа: Пользователь
Сообщений: 1618
Регистрация: 18.4.2006
Вставить ник
Цитата
Возраст: 50
Из: г. Москва, Измайлово
Спасибо сказали: 270 раз(а)




Валерий, забыли пару тонких моментов.
1. Нитка, даже тонкая, намотанная на сердечник, крадет полезную площадь окна намотки.
2. Эмаль витка провода обмотки наиболее вероятно повреждается на "углах" сердечника - если не в процессе намотки, то при эксплуатации от всяких вибраций. Для их сглаживания берем шабер и вручную "снимаем фаску" по всему периметру "окна". Надфили и прочее здесь применять нельзя - один заусенец все испортит. Делается это после склеивания пакета, но до покрытия сердечника эмалью. Кстати, в этом случае достаточно эмалить только на торцевых сторонах сердечника. И эмаль применять термостойкую, чтоб выдерживала не менее 100град.
3. При намотке толстым проводом после каждого ряда витков берем небольшую плоскую отвертку и ровняем витки в окне. Больше витков влезет. После каждого зубца полезно проверить тестером, не замыкает ли обмотка на сердечник.

И еще: проще беЗколлекторника модет быть только беСколлекторник.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Valery I'am
сообщение 23.7.2015, 23:44
Сообщение #4





Группа: Пользователь
Сообщений: 324
Регистрация: 3.2.2012
Вставить ник
Цитата
Возраст: 70
Из: Дубна
Спасибо сказали: 66 раз(а)




Ну, вот и началось! В смысле - поле для эксперимента образовалось, да и погода ...
Подвернулся вот такой ротор. Естественно убитый, то есть то, что и надо для эксперимента. И так, имеем ротор коллекторного мотора: полюсов - 12; диаметр по железу - 32,2мм; толщина пакета 40мм. Жалко, что 12-ть полюсов, - обмотка довольно “хитрая” будет (IMG:style_emoticons/default/sad.gif) . Но не очень уверен, что именно с этим ротором дело дойдёт до намотки. Пока не знаю даже с чего начать, попытаться культурно разобрать или в оправку его, на токарный станок и торцануть под самые пластины! (IMG:style_emoticons/default/huh.gif) Варварство конечно, но роторы разбирать не приходилось.
А железо, примерно под такие магниты - 20х6.5х1.5мм, если на пару движков. Вот, как выглядит исходник.
С уважением, Валерий.

Эскизы прикрепленных изображений
Прикрепленное изображение
Прикрепленное изображение
 
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Eugen
сообщение 24.7.2015, 15:20
Сообщение #5


Почётный форумчанин, Мастер-моделист


Группа: Пользователь
Сообщений: 1618
Регистрация: 18.4.2006
Вставить ник
Цитата
Возраст: 50
Из: г. Москва, Измайлово
Спасибо сказали: 270 раз(а)




1. Спилить медь с торцов, можно ножовкой. До вала. Коллектор тоже долой.
2. Выдавливать медные "столбики" из окон. Они легко вылезают, молоточком, и тупым стержнем как штоком.
3. Аккуратно снимать пластины по одной, периодически высверливая и срезая трубу пластикового переходника между валом и сердечником (держит в основном он). Можно с двух сторон, если удобнее.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Valery I'am
сообщение 28.7.2015, 14:45
Сообщение #6





Группа: Пользователь
Сообщений: 324
Регистрация: 3.2.2012
Вставить ник
Цитата
Возраст: 70
Из: Дубна
Спасибо сказали: 66 раз(а)




Если один Sapiens что-то построил, то завсегда найдётся другой Sapiens, который всё это изломать может... В общем - кое-что удалось, и вот что имеем на текущий момент. Пока это ещё не мечта моторостроителя, но железо мне уже нравится! (IMG:style_emoticons/default/excl.gif)
Теперь необходимо извлечь оставшуюся часть вала. Пластик очень прочный и достаточно термостойкий. Пытался нагреть до цветов побежалости и выкрутить, но не вышло. (IMG:style_emoticons/default/blink.gif) Остаётся попытаться высверлить в оправке на токарном станке.
Кроме этого нужно очистить от остатков старой изоляции пазы, механически или попытаться чем-то размочить. Лохмотья старой изоляции видны на фото.

Эскизы прикрепленных изображений
Прикрепленное изображение

Прикрепленное изображение
 
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Eugen
сообщение 28.7.2015, 22:23
Сообщение #7


Почётный форумчанин, Мастер-моделист


Группа: Пользователь
Сообщений: 1618
Регистрация: 18.4.2006
Вставить ник
Цитата
Возраст: 50
Из: г. Москва, Измайлово
Спасибо сказали: 270 раз(а)




Я высверливал пластик бормашинкой и фрезой 1.5мм, потом снимал по одной 2-3 пластины, просовывая между ними лезвие по периметру, снова высверливал и т.д. По отдельности пластины сами облетят шелухой. Главное - при съеме их не погнуть.
Еще в середине может встретится "шпонка" на пластике, и не одна.
Поверхности пластин очищать не надо. Лучше, чтобы в пакете они были изолированы.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Valery I'am
сообщение 28.7.2015, 23:07
Сообщение #8





Группа: Пользователь
Сообщений: 324
Регистрация: 3.2.2012
Вставить ник
Цитата
Возраст: 70
Из: Дубна
Спасибо сказали: 66 раз(а)




Евгений, спасибо за предупреждение про возможную шпонку. Буду иметь в виду, и насчёт лака на пластинах, - токи Фуко никто не отменял!
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Valery I'am
сообщение 8.8.2015, 1:38
Сообщение #9





Группа: Пользователь
Сообщений: 324
Регистрация: 3.2.2012
Вставить ник
Цитата
Возраст: 70
Из: Дубна
Спасибо сказали: 66 раз(а)




Увы, железо делается не так быстро. (IMG:style_emoticons/default/blink.gif) Вот примерно то, что надо реализовать в металле. А это то, что нужно добыть и прикупить: сердечник двенадцатиполюсный, диаметром 32,2 мм, толщина набора 20 мм; магниты - 20 х 6.5 х 1.5 мм 16 штук; подшипники 13 х 5 х 4 мм 2 штуки и вал стальной калиброванный пруток (серебрянка) диаметром 5 мм. (IMG:style_emoticons/default/sad.gif) В Rar-архиве этот движок в сборе, файл в формате x_t, можно получить все входящие детали с размерами и габаритный чертёжик.
С уважением, Валерий.
Эскизы прикрепленных изображений
Прикрепленное изображение
Прикрепленное изображение

Прикрепленное изображение

Прикрепленное изображение
 

Прикрепленные файлы
Прикрепленный файл  Outrainer_2.rar ( 541.71 килобайт ) Кол-во скачиваний: 54
 
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Eugen
сообщение 8.8.2015, 13:08
Сообщение #10


Почётный форумчанин, Мастер-моделист


Группа: Пользователь
Сообщений: 1618
Регистрация: 18.4.2006
Вставить ник
Цитата
Возраст: 50
Из: г. Москва, Измайлово
Спасибо сказали: 270 раз(а)




Самое страшное - чашка ротора и фланец статора. Точить и фрезеровать.
Кольцо ротора точится из отрезка водопроводной трубы.
Подшипники поискать в магазинах в разделе вертолетов.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Valery I'am
сообщение 4.9.2015, 20:22
Сообщение #11





Группа: Пользователь
Сообщений: 324
Регистрация: 3.2.2012
Вставить ник
Цитата
Возраст: 70
Из: Дубна
Спасибо сказали: 66 раз(а)




Для тех, кому это интересно. Второй вариант двигателя, более простой в изготовлении, на этом же железе (12 полюсов, диаметр 32,2 мм), только пакет толщиной 10 мм. Магнитов у этого мотора 16 шт. Размер применённых магнитов 10х6х1,5 мм, (можно 10х6,5х1,5 мм), попались такие типоразмеры в магазине торгующим этим товаром.
По количеству магнитов при 12-ти полюсном сердечнике возможны варианты: 16 магнитов, 14 и даже 10. Естественно вариант намотки будет совершенно другой и, момент на валу тоже.
При 16-ти магнитах очень простой способ укладки витков, через два зуба и все мотаются в одну сторону, т.е. – мотаем первый, переходим на четвёртый, далее на седьмой и на десятый. Так далее следующая 2, 5, 8 и 11; 3, 6, 9 и 12.
При ином количестве магнитов в двигателе, либо их толщины, придётся подкорректировать диаметры: обоймы магнитопровода и посадочного места на корпусе ротора. Это необходимо для сохранения рабочего зазора «ротор – статор».
Прилагаю рисунки этого движка и заархивированный файлик сборки его же в Parasolid – овском формате, файл «Outrainer_1.rar».
С уважением, Валерий.

Эскизы прикрепленных изображений
Прикрепленное изображение

Прикрепленное изображение
Прикрепленное изображение
 

Прикрепленные файлы
Прикрепленный файл  Outrainer_1.rar ( 346.06 килобайт ) Кол-во скачиваний: 67
 
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Valery I'am
сообщение 11.9.2015, 0:07
Сообщение #12





Группа: Пользователь
Сообщений: 324
Регистрация: 3.2.2012
Вставить ник
Цитата
Возраст: 70
Из: Дубна
Спасибо сказали: 66 раз(а)




На всякий случай, может быть, кому пригодится. Чертёжики основных деталей упрощённого варианта движка в формате “pdf”, под сердечник - 12 полюсов, диаметром 32,2 мм и толщине пакета 10 мм. Магниты - 10х6х1,5 мм 16 шт. Возможен вариант 14 магнитов, но порядок намотки изменится. Об этом уже говорил.
Две детали, где необходимо обеспечить точность изготовления: «Корпус ротора» и «Основание статора», т.е. точность посадки подшипников (и соосность) в основание статора и вала в корпус ротора.
Корпус ротора выглядит страшновато, но если оставить только токарные работы, а вместо фрезеных операций воспользоваться сверлильным станком или дрелью и надфилями, то можно получить тоже приличный результат. Удачи. (IMG:style_emoticons/default/cool.gif)
С уважением, Валерий.

Прикрепленные файлы
Прикрепленный файл  Outrainer_1.rar ( 346.06 килобайт ) Кол-во скачиваний: 55
 
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Eugen
сообщение 11.9.2015, 12:48
Сообщение #13


Почётный форумчанин, Мастер-моделист


Группа: Пользователь
Сообщений: 1618
Регистрация: 18.4.2006
Вставить ник
Цитата
Возраст: 50
Из: г. Москва, Измайлово
Спасибо сказали: 270 раз(а)




Ступицу чашки ротора (крайняя левая деталь на последней картинке, дюралевая) лучше продожить не столько внутрь, сколько наружу, и подлинее. Тогда она и на валу будет сидет надежнее (+капля фиксатора резьбы красного), и на нее можно и наружную резьбу нарезать - для возможной посадки пропеллеров. И при достаточной точности изготовления стопорные винтики не нужны - кольцо осаживается на чашку нагретым и держится крепко. Вряд ли этот узел планируется разборным. На крайний случай - фиксируется жидким циакрином (до 100град нагрева) или высокопрочной эпоксидкой типа UHU-300, "холодная сварка" и т.п.(до 110град).
Действительно, токарных работ достаточно, а окна охлаждения сделать сверлом.

Для корпуса статора разумно поискать какой-нибудь стандартный дюралевый фланец и доточить его.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Valery I'am
сообщение 4.10.2015, 23:38
Сообщение #14





Группа: Пользователь
Сообщений: 324
Регистрация: 3.2.2012
Вставить ник
Цитата
Возраст: 70
Из: Дубна
Спасибо сказали: 66 раз(а)




Предлагаю ещё один вариант двигателя на этом же сердечнике. Вариант, что называется для изготовления на «коленке». Минимум деталей, из под токарного резца, корпус статора и чашка ротора. Обе детали предельно упрощены. Чертёжики прилагаю. В таком варианте корпуса статора, посадочные места для подшипников проточены с одного установа в токарный патрон, что гарантирует соосность даже при недостаточных токарных навыках.
Подшипники 12х4х4мм, (Обозначение по ГОСТу 14, международное 604) особолёгкая серия диаметров 1 – 2 шт. Между ними распорная втулка, которая фиксируется в корпусе винтом М2х3мм с потайной головкой.
С фланца корпуса и чашки ротора напильником и дрелью убираем лишний материал, облегчаем, оформляем крестовину и продувочные отверстия. Материал - алюминиевый сплав Д16Т.
Вал диаметром 4мм с проточкой под фиксирующую шайбу.
Удачи. С уважением, Валерий.

Эскизы прикрепленных изображений
Прикрепленное изображение

 

Прикрепленные файлы
Прикрепленный файл  Outrainer_3a.rar ( 214.5 килобайт ) Кол-во скачиваний: 49
Прикрепленный файл  Outrainer_var3a_x_t.rar ( 314.66 килобайт ) Кол-во скачиваний: 46
 
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Eugen
сообщение 5.10.2015, 12:47
Сообщение #15


Почётный форумчанин, Мастер-моделист


Группа: Пользователь
Сообщений: 1618
Регистрация: 18.4.2006
Вставить ник
Цитата
Возраст: 50
Из: г. Москва, Измайлово
Спасибо сказали: 270 раз(а)




Непонятен "колодец" сзади во фланце. Что мешает задний подшипник сдвинуть заподлицо с задней стороной фланца? Плечо крепления вала увеличится, и появится доступ к фиксирующей шайбе.

Стопорный винт для вала - если и делать, то снаружи ротора, а не внутри.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Valery I'am
сообщение 9.10.2015, 21:52
Сообщение #16





Группа: Пользователь
Сообщений: 324
Регистрация: 3.2.2012
Вставить ник
Цитата
Возраст: 70
Из: Дубна
Спасибо сказали: 66 раз(а)




Евгений, по «колодцу», - специально вынес собственно двигатель на 14 мм вперёд от крестовины. Причин несколько: во первых – для улучшения условий продувки (охлаждения) обмоток движка, второе – удобство фиксации выводов этих обмоток на цилиндрической поверхности этого, как бы кронштейна, нитками с клеем (самый простой способ) и третье – для удобства монтажа непосредственно на мотораме модели. Отсюда этот «колодец». База между подшипниками вполне достаточна – 16 мм между центрами. Увеличивать её переносом установкой тылового подшипника заподлицо с крестовиной, означает изготовление этой детали за два установа в токарном патроне, а это либо должен быть классный станок, либо хороший токарь (есть приёмы соблюсти соосность и на не очень хорошем станке).
Порядок же окончательной сборки движка следующий. Сначала ставим на место вал с фиксирующей шайбой, а затем сажаем на него собранный ротор без одного крепёжного винта. Остаётся только затянуть уже наживлённый стопорный винт через свободное пока верхнее (по рисунку) отверстие, а затем вернуть на место крепёжный винт.
Спасибо за конструктивную критику.
С уважением, Валерий.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Eugen
сообщение 9.10.2015, 22:05
Сообщение #17


Почётный форумчанин, Мастер-моделист


Группа: Пользователь
Сообщений: 1618
Регистрация: 18.4.2006
Вставить ник
Цитата
Возраст: 50
Из: г. Москва, Измайлово
Спасибо сказали: 270 раз(а)




Цитата(Valery I'am @ 9.10.2015, 21:52) *
Порядок же окончательной сборки движка следующий. Сначала ставим на место вал с фиксирующей шайбой, а затем сажаем на него собранный ротор без одного крепёжного винта. Остаётся только затянуть уже наживлённый стопорный винт через свободное пока верхнее (по рисунку) отверстие, а затем вернуть на место крепёжный винт.

Вот и не понял оправдания этому геморрою. Т.о. при необходимости замены вала (гнутся обычные и ломаются калёные) - развинчивать ротор. Так и не понял, что мешает организовать стопорный винт снаружи - проще доступ.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Valery I'am
сообщение 9.10.2015, 22:19
Сообщение #18





Группа: Пользователь
Сообщений: 324
Регистрация: 3.2.2012
Вставить ник
Цитата
Возраст: 70
Из: Дубна
Спасибо сказали: 66 раз(а)




Евгений, принимаю. Это серьёзно.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Eugen
сообщение 9.10.2015, 22:33
Сообщение #19


Почётный форумчанин, Мастер-моделист


Группа: Пользователь
Сообщений: 1618
Регистрация: 18.4.2006
Вставить ник
Цитата
Возраст: 50
Из: г. Москва, Измайлово
Спасибо сказали: 270 раз(а)




Кстати, винт крепления распорной трубки у вас в финале оказывается почти под обмотками (или под проводами с нитками и клеем). Не лучшее место для отвертки.


При массовом производстве никаких распорных трубок не устраивают. А просто вытачивают у фланца с двух сторон цилиндрические выемки под посадку подшипников. Да, это два раза зажимать в патрон, но делается это специальным инструментом - ступенчатой разверткой. Первая ступень развертки - гладкая, под внутренний диаметр фланца, вторая ступень - резцовая под диаметр подшипника. Так обеспечивается соосность при любом качестве станка и любой квалификации токаря. И тут все получается заподлицо и с большой базой. Подшипникам деваться некуда. Крепежных элементов всего два - стопорный винт спереди и стопорное кольцо сзади. Вал при этом можно высунуть как спереди, так и сзади - как требует того крепление мотора на модели. Так у большинства китайских БК.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение

Ответить в данную темуНачать новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



Текстовая версия Сейчас: 18.11.2017, 18:36
© 2003-2017 Aviamodelka