Перейти к содержанию
Aviamodelka - форум авиамоделистов-самодельщиков

Бальза Фанера Карбоновые трубки Эпоксидные смолы Карбоновые стержни Латунные трубки Проволока ОВС Ткани

Бальза, Фанера, Карбоновые трубки, Эпоксидные смолы, Карбоновые стержни, Латунные трубки, Проволока ОВС, Ткани, МРД, Клеи

Еще один маленький или небольшой планер


Гость flysnake

Рекомендуемые сообщения

Полеты. Похоже, я на этом планере уже дважды всерьез полетал в терме. Или в чем-то другом, которое не является динамой. Это было на Сходненском Ковше. Обещали ветер 3-4м/с подходящего направления. Реально ветер был, но почти все время существенно слабее. Полет выглядел следующим образом. Запускаешь модель на 5-10 метров вверх. Далее я барражировал вдоль гребня. И было несколько вариантов.

1 Модель теряла высоту со своей родной (или быстрее) скоростью.

2 Модель медленно набирала высоту.

3 Модель шустро набирала высоту. Зона шустрого набора высоты была очень узкая по обеим координатам (единицы метров). Скорость набора - несколько метров (2-5) в секунду. В начале набора границы потока очень крутые - модель могло завалить набок или "поставить на дыбы").

Чаще всего п2,п3 заканчивались подъемом в широком (десятке метров) потоке с приличной скоростью до высоты метров 40 и выше относительно гребня. Чаще всего поток на высоте сильно расширялся и ослабевал. Дежало во многих местах - и над гребнем и далеко в глубине Ковша. Между зонами восходящих потоков были зоны нисходящих. В частности, если отлететь на небольшой высоте от гребня, то модель сыпалась вниз.

При усилении ветра потоки пропадали или сменялись нисходящими. Иногда проваливало даже на гребне, где при усилении ветра должна была возникать динама. И так было весь двады весь полетный день (с 12 до 16-17). Уходили с полетов не из-за того, что потоки кончались, а из-за других причин (улетались до боли шеи и спины, кончилась энергия на борту или в передатчике...)

 

Вот ближайшая, на мой взгляд, модель того, в чем мы летали. Представьте себе сковородку с водой на огне. Кипящуую. И проследите за бурлением воды с самого дна....

 

Планер. Первый кап. ремонт носа.

Один раз я слегка ремонтировал "гармошку" на носу - просто подогревом потолочки.

В процессе втыканий в препятствия нос превратился действительно в "гармошку" - не только по виду но и мягкости. На полетных качествах модели это сказалось не сильно; но вот внешний вид...

Отрезал нос и сделал новый.

post-268-1240500582_thumb.jpg post-268-1240500598_thumb.jpg

Ссылка на комментарий

Бальза Фанера Карбоновые трубки Эпоксидные смолы Карбоновые стержни Латунные трубки Проволока ОВС Ткани

Бальза, Фанера, Карбоновые трубки, Эпоксидные смолы, Карбоновые стержни, Латунные трубки, Проволока ОВС, Ткани, МРД, Клеи

  • Ответов 85
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

Изображения в теме

Реально ветер был, но почти все время существенно слабее.

 

Просто перед Вами (с наветренной стороны) образовывались термики, которые заставляли двигаться нижние слои воздуха в свою сторону.

В результате с подветренной стороны термика скорость ветра меньше или может даже поменять направление.

Такие кратковременные перемены скорости и направления ветра можно использовать для распознавания проходящих термиков.

Ссылка на комментарий
Просто перед Вами (с наветренной стороны) образовывались термики, которые заставляли двигаться нижние слои воздуха в свою сторону.

Этот эффект мне знаком и даже видел его несколько раз. Впрочем, причин, почему ветер на Ковше был слабее обещанного (и по направлению слегка другой), несколько. Вот некоторые:

1 Ковш в Москве и в низине. При этом направлении ветра по пути довольно много (под десяток километров) препятствий в виде домов...

2 Москва теплее подмосковья и, учитывая большие размеры, существенно влияет на ветер (фактически к ветру добавляется "бриз", направленный к центру Москвы; в данном случае его наличие ослабляет силу ветра и меняет его направление)

А вообще в Ковше получается совершенно необычная терма. Я не представляю терму со скоростью 2-5м/с на высоте (от дна Ковша) 20-30м. И выглядит она часто в виде узких струй.

Могу сказать, что мне полеты в "терме" Ковша очень понравились :excl::mellow: Уж очень она активна.

Изменено пользователем flysnake
Ссылка на комментарий
  • 1 месяц спустя...

Предстоит очередной ремонт. Сломалась РМ элеронов и в очередной раз разбита ниша под нее в фюзе... Ничего "экстремального" при этом не было - просто дефекты накоппились в результате большого количества "жестких посадок".

Ссылка на комментарий
  • 2 месяца спустя...

Последнее время полеты проходили в очень активной атмосфере - посходящие потоки со скоростями больше 5м/с были не редкими. Ну и вихрей, бросающих модель в сторону, хватало... В результате нескольких очень жестких посадок разорвался фюз (буквально щель в потолочке) под передним креплением крыла. Впрочем, день я долетал и с порванным фюзом... Так что, сделал очередной кап ремонт фюза (к сожалению, забыл сфотать до ремонта - зрелище интересное).

Ссылка на комментарий

Последние два дня полетов были очень конрастные. В субботу летали при ветре 8-10м/с (максимальный зарегистрированный порыв - 17м/с).

А в воскресенье попал почти в полный штиль (1-2м/с). Держало только изредка.

Благодаря очень слабым и узким потокам, я сумел обнаружить один из недостатков этого планера. V КРЫЛА надо было все же ДЕЛАТЬ.

В спокойной атмосфере эквивалентного V (за счет схемы "высокоплан" и наличия фюза) достаточно для стабильного полета. В сильных потоках от малого V "ни холодно, ни жарко" - все равно модель бросает по свем направлениям и приходится активно рулить. А вот в слабых потоках было видно, как модель потихоньку (с малой угловой скоростью) кренится за счет разной скорости потока на консолях, и вылетает из потока. При рулении для возвращения теряется высота... Небольшое V улучшило бы ситуацию.

Ссылка на комментарий
  • 2 недели спустя...

Сегодня летали на Сходненском Ковше. Великолепная погода: ветер подходящей силы и направления, солнце (даже позагорали). Прекрасная термодинама. Налетал сегодня около 4-х часов в воздухе; плетал бы еще... Но.

Планер ПОТЕРЯН. :blink: На пару секунд отвлекся в спокойной обстановке: планер передо мной на высоте метров десять, удалении - 20м, летит от меня...

И больше его не видел. Немного поискал в "вероятных местах" (то есть, в местах, куда бы он упал, если его просадило или сдуло порывом ветра). Это очень непросто, трава по грудь, деревья, кусты, склон... Дальше искать бессмысленно.

Планер неплохо отлетал за время большее полугода несколько сотен часов в сложеных условиях. Так что послужил он хорошо.

Пока полетаю (в динаме) на "Листике" и буду потихоньку делать новый планер, похожий на этот.

Изменено пользователем flysnake
Ссылка на комментарий
Это очень непросто, трава по грудь, деревья, кусты, склон... Дальше искать бессмысленно.

Эх... жалко то как. :unsure:

Сам оказывался в подобных ситуациях, но правда находил. Трава по пояс - очень коварная вещь. Если планер "вошел" в нее вертикально, то она намертво его замаскирует. Проходишь в 2-х шагах и не видишь. Как то пришлось несколько раз возвращаться в точку старта, что бы еще раз правильно выбрать азимут поиска

Ссылка на комментарий
что бы еще раз правильно выбрать азимут поиска

Если бы я знал этот азимут... Высота модели над склоном - метров 20 (до низа чаши - метров 40). Сзади гаражи +деревья (прямо и с боков тоже деревья). Буквально за несколько секунд полета теряю планер из вида и потом больше не вижу. Возможные варианты:

1 Планер развернулся и его унесло назад.

2 Планер попал в нисходняк и его высадило на склон.

3 Планер просадило и он упал на деревья.

4 Полная неопределенность...

Склон относительно прилично я посмотрел, дополнительно надо учесть, что на склон падали и другие планера в приличном количестве. Так что вероятность найти планер была приличная.

По гаражам полазил, деревья около гаражей осмотрел.

На деревьях тоже смотрел (хотя это неэффективно, даже когда видишь на какое дерево приземлился планер, его непросто увидеть).

А вариант 4... Просмотреть сильно пересеченную местность в радиусе хотя бы 100метров просто нереально.

Теоретически, есть шанс, что его найдут случайно. Но небольшой.

Надо доделать электронный выключатель питания с пищалкой и устанавливать его на планер. Звук даже слабой пищалки вроде моей будет слышно на расстоянии метров 20. Суммарный вес устройства - около 5г.

 

Ссылка на комментарий
Звук рулевой машинки слышно на расстоянии 10 метров.

Я слышу в паре-тройке метров (поэтому ходил с передатчиком, хотя он сильно мешает)... Ветер, шуршание травы и листьев. В условиях, когда РМ будет слышно на 10м (я ни разу на таком расстоянии не слышал), пищалку будет слышно с сотни метров.

Ссылка на комментарий
  • 2 месяца спустя...

Вместо улетевшего планера буду делать практически такой же. Когда дело дойдет до постройки, ее буду выкладывать здесь же.

Пока напишу о том, что я собираюсь изменить.

1 На элеронах будут две РМ по 4.5г

2 Чуть меньше размах крыла. Ориентировочно - 68см. Просто по той причине, что предыдущая упаковочная коробка была чуть-чуть длиноватой для моего рюкзака (буквально несколько сантиметров).

3 Другой профиль крыла. Толщина - 7%, кривизна - около 2%. Толщина определяется из аэродинамики и конструкции - в крыло должны влезть РМ толщиной 7.5мм. А поиск, модификации и исследование профилей дали грустный результат - "идеальный" для моей задачи профиль должен иметь толщину около 6%, но в нее не влезет РМ.

 

 

Повторяю требования к профилю.

- Работа на малых Re. Причина - маленький легкий планер.

- Более-менее несущий.

- С хорошим аэродинамическим качеством.

- Хорошо разгоняющийся.

У меня появилась программа profili-2. На ней я и прогнал кучу профилей (готовых и модифицированных).

Результат. При увеличении толщины с 6% до 7% параметры профиля портятся не сильно; а вот 8% толщины уже ощутимо их портит.

 

 

4 Хорда крыла прежняя (12-13см)

5 Вид крыла в плане прежний - прямоугольный центроплан и "уши" с небольшим сужением. Пропорции слегка изменятся.

 

*

Центроплан надо будет делать бОльшей длины, чтобы РМ стояли в части крыла с максимальной хордой.

Удлинителей на провода РМ я ставить не буду. А это означает, что максимальна длина (размах) центроплана - 30см. Так ка элероны будут на консолях, то и минимальная длина центроплана ограничена (около 26см)

*

 

6 Крыло будет иметь небольшое V (за счет слегка, на пару сантиметров, поднятых ушей).

7 Элероны будут иметь приблизительно прежние пропорции.

Фюзеляж и хвостовое оперение будут иметь практически прежнюю конструкцию - она меня вполне устроила.

 

*

Фюзеляж (и хвостовая балка) из потолочки, прямоугольник со скругленными краями. От передней кромки крыла до кончика хвоста - усиление (стрингеры) из ниток на эпоксидке.

Хвостовое оперение - V-образное; только руль высоты. "Лопушки" легкосъемные, на штырях из скрепки.

Конструкция меня полностью устроила.

*

 

Крепление крыла и разъем РМ.

Крепление прежнее - магниты + резинки. А вот над разъемом РМ я долго размышлял. Он не должен тянуть провода при отрыве крыла (и сдвиге), не должен разбивать фюзеляж и крыло при сдвиге, легко собираться. Попробую сделать нечто самодельное...

 

 

 

Ссылка на комментарий

Вот поляры лучшего профиля, который удалось подобрать/модифицировать для этой модели. Поляры не идеальны, но профиль очень простой - 3/4 нижней поверхности плоские. Возможно, по настроению, еще что-нибудь поищу. Поляры строились от -3 градусов; шаг точек - 0.5 градуса.

post-268-1258148257_thumb.jpg

Изменено пользователем flysnake
Ссылка на комментарий
А какая это программа у вас? На профили не похоже. Взглянуть, что собой представляем модификация NACA0008 можно?

Profili-2. А такая странная картинка получилась, потому что я не умею картинки из нее никуда переносить. Взял текстовый файл из нее и картинку "нарисовал" Экселем. Получилось даже лучше картики из программы, так как точки, соответствующие "круглым" углам атаки прорисовались...

Что же касается профиля, то тут проблемы - я не умею из программы рисунки вытаскивать... Он очень похож на MH-22.

post-268-1258225226_thumb.jpg

Ссылка на комментарий

Сергей, спасибо.

 

Почти получилось.

Вышел один профиль, правда с толщиной стенки и носиком. Это вы гдето настройки при формировании профиля в программе не убрали. Ну да это легко руками удаляется.

 

Ссылка на комментарий
  • 1 месяц спустя...

Впереди каникулы!! :excl::mellow: Надеюсь заняться изготовлением планера. Его данные уже были выше. Сейчас хочу написать о разъеме (электрическом) крыла. Время для размышления было. Остановился на следующем:.

1 В центроплане над фюзеляжем вырезается снизу отверстие для вывода разъемов РМ (размер - немного меньше ширины фюза, квадрат.

2 Из 2-х однорядных штырей PLS спаивается разъем для соединения с разъемами РМ.

3 этот разъем гибкими проводами соединяется с "печатным" разъемом (фольгированный текстолит с тремя широкими луженными полосками фольги) размером в ширину фюза). Этот "разъем" вставляется в нижнюю поверхность центроплана (нижние поверхности разъема и центроплана совпадают).

На фюзе монтируется ответная часть разъема. Опять же фольгированный текстолит. Контактами являются припаянные к нему выводы (золоченые) от микросхем - по три проволочки на контакт.

Текстолит расслою до толщины 0.5мм.

Думаю, из рисунка все будет понятно. Не в масштабе.

Плюс такого разъема - крыло вообще не привязано разъемом к фюзу.

Минус разъема - если при перегрузке крыло отойдет от фюза (крепления магниты + резинки), то управление элеронами потеряю.

post-268-1262105335_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
может уж попробовать ножевой разъем?

О каких только видах разъемов я не передумал за несколько месяцев. "Ключевая фраза" - крепление крыла на резинках. Оно делается не "от легкой жизни". Резинки капитально спасают модель на "жестких посадках". А "жесткая посадка", например, посадка поперек ветра (ОЧЕНЬ ПОРЫВИСТОГО у земли) при скорости ветра больше 10м/с. Модель при этом идет колесом. То есть, крыло должно "свободно вращаться", смещаться вперед, назад, отрываться... Ни один разъем, кроме плоского, этого не обеспечит. Очень заманчиво закрепить крыло жестко, но это снизит в несколько раз время жизни модели или ограничит полетные условия...

Ссылка на комментарий

Сегодня собираюсь вырезать основную часть заготовок планера.

Вот его данные:

 

Крыло:

Центроплан размах (прямоугольник) - 280мм, хорда - 125мм, площадь - 3.5дм^2

Ухо (трапеция) размах - 200мм, хорда центр - 125мм, хорда конец - 95мм, площадь - 2.2дм^2

Размах крыла - 680мм

Площадь крыла - 7.9дм^2

Удлинение крыла - 5.85

Средняя хорда 116мм

 

Хвостовое оперение V-образное.

Ухо (трапеция)

Размах - 150мм, хорда центр - 75мм, хорда конец - 55мм

Из них руль (только высоты)

Хорда центр 30мм, хорда конец - 25мм

Площадь уха - 0.98дм^2

При "обычном" угле 110 градусов (его можно будет подстраивать)

Эффективная площадь стабилизатора - 1.3дм^2

Эффективная площадь киля - 0.6дм^2

 

Фюзеляж - "прямоугольная коробочка" со скругленными углами. Полностью из потолочки. Усиление - нить на эпоксидке по нижней поверхности и нити на эпосидке по верху боковых поверхностей.

Сечение носа. Ширина - 24мм, высота - 24мм.

Сечение под крылом (максимальное). Ширина - 40мм, высота - 45мм

Кончик хвоста. Ширина - 5мм, высота - 15мм

Полная длина фюзеляжа (без упругого съемного носового обтекателя) - 470мм

Кое что о неэффективности V образного хвостового оперения.

У этого планера опять будет V образный хвост. Причина - очень понравился в смысле удобства сборки и "нецепляемости" за препятствия на посадке.

Существует заблуждение, что такой хвост эффективней "классики" (в смысле того, что площадь V оперения меньше аналогичной по эффективности классики).

Только что я просчитал хвостовое.

Кст - 0.36

Сравните площадь хвостового и "эффективные площади".

Разница очень существенная. Причина простая - эффективные площади считаются не через проекции (Sin, Cos), а через КВАДРАТЫ (Sin, Cos)

Откуда квадраты? Первый (Sin, Cos) берется из проекции силы, а второй - потому что угол атаки (то есть сила) тоже надо считать через (Sin, Cos)

Ссылка на комментарий

С нетерпением ожидаем продолжения повествования о постройке.

Эта тема так заразительна, что сегодня набросал себе тоже подобный чертежик. Правда авиация первой мировой и малое удлинение крыла не отпускают,так что и наброски соответствующие.

Теперь борюсь с собой, чтобы доделать начатые проекты а не начинать еще и этот :rolleyes: .

 

Ссылка на комментарий
Теперь борюсь с собой, чтобы доделать начатые проекты а не начинать еще и этот :rolleyes: .

Я больше одного проекта одновременно не делаю - иначе просто не доделаю :blink:

Вот сейчас сразу двумя занялся (ремонт движка и планер) и чувствую, что со временем уже напряженно. Хочется до конца "каникул" доделать, чтобы потом не затянулось на полгода...

 

Ссылка на комментарий

Взвесил заготовки.

Крыло, только верхние скорлупки (нижних еще не вырезал) - 13.5г

Хвостовое - обрезано по форме, теперь точить, отрезать руль... 2.5г

Заготовки фюзеляжа (клинышки) - 9г

Фото заготовок. Заготовки крыла специально вырезаны с припуском, чтобы гнулись аккуратнее. Заготовки фюзеляжа специально отрезал клинышками, чтобы остаток листа имел ровный край

post-268-1262726919_thumb.jpg

Заготовки фюзеляжа склеены попарно (верх и низ и боковушки) в нескольких местах маленькими кусочками двуэстороннего скотча, чтобы обрабатывать в пакете. Рисунок рисовал прямо на потолочке.

post-268-1262726927_thumb.jpg

Склейки фюзеляжа обработаны. Расклейку надо проводить неспеша.

post-268-1262726936_thumb.jpg

Сейчас на боковушках и низе фюзеляжа сделаны канавки, в них заделана нить на эпоксидке. Полимеризуется.

Ссылка на комментарий

Взвесил заготовки фюзеляжа после обработки и усиления - 7.5г

Напечатал профили крыла в нужном размере - 125мм и 95мм. Перед печатью на профили нанес линию, определяющую толщину верхней корочки и некоторые полезные размеры.

Сделал контршаблоны верхней корочки. Кончик носика спрямил, так как шаблоны предназначены для контроля изгиба, а носик будет подтачиваться. Конршаблоны делал из 2мм бальзы.

Разметил и накатал канавки для изгибания потолочки верхней корочк центроплана и ушей крыла. Накатку канавок произвожу на поролоне, так что, еще в процессе накатывания потолочка изгибается.

Изогнул потолочку прокаткой на поролоне.

Вырезал по размеру.

Крыло имеет довольно дурную форму, но она вызвана размещением РМ элеронов.

Заготовки фюзеляжа.

post-268-1262811649_thumb.jpg

Рисунки профиля

post-268-1262811602_thumb.jpgpost-268-1262811568_thumb.jpg

Контршаблоны

post-268-1262811837_thumb.jpg

Верхние корочки крыла изогнуты.

post-268-1262811665_thumb.jpg

Верхние корочки крыла обрезаны.

post-268-1262811676_thumb.jpg

Ссылка на комментарий

Сделал усиление боковушек фюзеляжа под крылом (с заходом на нос). По опыту со временем потолочка под крылом все же сминается от большого количества жестких посадок. Теперь вес заготовок фюза - 10г.

post-268-1262898433_thumb.jpg

Вырезал и обточил нижние корочки крыла. Для контроля формы использовал контршаблоны профиля. В нижней корочке центроплана прорезал и проточил канавку для проводов РМ. Изображение корочек кажется мутным из-за полупрозрачности. Для сравнения - верхняя корочка уха крыла. Вес нижних корочек - 6г.

post-268-1262898359_thumb.jpg

Вклеил лонжерон (обточенную палочку для барбекю) в верхнюю корочку центроплана. Теперь вес верхних корочек - 12.5г

post-268-1262898398_thumb.jpg

Обточил "ушки" хвостового оперения. Сделал нечто похожее на симметричный профиль.

post-268-1262898340_thumb.jpg

Теперь на очереди склеивание фюзеляжа и корочек крыла.

Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

×
  • Создать...