Jump to content

Sign in to follow this  
Orlov

Су-37 по Стиву Шумату

Recommended Posts

Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Давненько я ничего не выкладывал- скажем так, ничего достойного для показа мои мальцы не строили. Так, плановая работа без изысков.

Сейчас, в свете последних мировых событий двое моих мальцов захотели истребители. Красивые, современные. Наши. Ну что может быть красивее и нашее родных Сушек?! Тем более, что их сейчас каждый день по телевизору показывают. Вспомнил, что есть у меня чертежики Стива Шумата- известного пушеростроителя. Модели по его чертежам получаются не только довольно простые- вполне доступные для постройки школьником, но и очень эффектно выглядящие в воздухе. К тому же есть прекрасный мануал в картинках. Выбор пал на Су-37. Самолет очень красивый, летающий и эффектный. Один из моих решил даже на борту написать "За Асада!"

По чертежам модель должна строиться из 6-ти миллиметрового депрона. Такового у нас не водится, значит будем строить из подложки под ламинат. Шестерка поему- то экстренно кончилась в магазинах, пришлось брать пятерку.

В качестве лонжерона- стеклянная трубка ф 5, дополнительные лонжероны- 1-мм фанера ребром. Все клеится на титане.

Далее- очередь воздушных каналов. Пока изготовили только боковые стенки. Это то- что успели сделать за вчера.

post-18428-1446789211_thumb.jpg

post-18428-1446789234_thumb.jpg

post-18428-1446789240_thumb.jpg

Edited by Orlov

Share this post


Link to post

Стабилизаторы у модели цельноповоротные. Вообще- на оригинале (модели) стоят два пушера УВТ, замикшированные с элевонами. Но у нас будет стоять один стационарно. Потому что: во- первых, нет двух одинаковых движков, во- вторых- крыло все- таки плоское, со стеклянным лонжероном вместо карбонового. Эволюций с огромными перегрузками, которые возможно выполнить с УВТ оно не выдержит. Ограничимся классическим пилотажем.

Стабы будут вращаться на осях из пятимиллиметровой стеклянной трубки. Втулками служат фанерные щечки с отверстиями. Приклеиваем их к боковинам воздушного канала , скрепляем половины для соосности скотчем и сверлим.

post-18428-1446909638_thumb.jpg

post-18428-1446909668_thumb.jpg

Далее вклеиваем воздушный канал в крыло, контролируя перпендикулярность и соосность.

post-18428-1446909731_thumb.jpg

Далее- кили. В них для усиления тоже вклеен лонжерон 1,5х5 из фанеры. Наклеиваются боковины.

post-18428-1446909834_thumb.jpg

post-18428-1446909853_thumb.jpg

Пока все это сохнет, вырезаются и склеиваются детали носовой части.

post-18428-1446909940_thumb.jpg

Для большей совпадаемости шпангоуты вклеиваются прямо на крыле.

post-18428-1446910210_thumb.jpg

post-18428-1446910228_thumb.jpg

 

Продолжение следует...

Share this post


Link to post

Далее. Носовая часть приклеивается к крылу, зашивается сверху и снизу.

post-18428-1447098403_thumb.jpg

post-18428-1447098439_thumb.jpgpost-18428-1447098424_thumb.jpg

Пока все это сохнет, нарезаются и склеиваются детали зализов крыла

post-18428-1447098531_thumb.jpg

Носовой обтекатель- из потолочки.

post-18428-1447098604_thumb.jpg

Пока сохнет и это, занимаемся фонарем.

post-18428-1447098654_thumb.jpg

post-18428-1447098665_thumb.jpg

Далее- напилинг (первая фаза)

post-18428-1447098743_thumb.jpg

post-18428-1447098753_thumb.jpg

post-18428-1447098762_thumb.jpg

post-18428-1447098772_thumb.jpg

Далее из всего этого угловато- квадратного во второй фазе напилинга нужно сделать изящно- округлое... ;)

Продолжение следует.

Share this post


Link to post

Уважаемые коллеги, подскажите, чем можно шпаклевать пенопласт. Очень долго ищу что-нибудь подходящее, но ничего кроме дорогущих буржуйских шпаклевок не видел. Может есть что-то дешевое и легкодоступное?

Share this post


Link to post

Была с подобным вопросом тема. Я таки до сих пор использую акриловую по дереву "экстра". Этикетка и производитель уже другие (тоже отечественные), но суть всё та же. Как раз недавно использовал такую для затирки капота в соседней теме. Результат отличный. Но основной недостаток - тяжёлая.

 

Проводил эксперимент замазывания пластилином. Результат нормальный, но сам процесс своеобразный и более муторный. Это не шпаклёвка, это скорее жвачка))

Share this post


Link to post

Спасибо, пробовал такую, тяжеловатая все- таки... Вчера вычитал, что можно Момент- столяр развести с тальком. Говорят, неплохо шпаклюет. Сегодня попробую.

Из сделанного- вышкуреный до условно- круглого состояния фюз и вклеены ПГО. Только вот фотоаппарата сейчас нет, будет только завтра.

Share this post


Link to post

Спасибо огромное, буду искать. Третья ссылка смешная- доставка из Киева. В КРЫМ!!! :lol: :lol: :lol:

Share this post


Link to post

У нас в Собяновке во всех Леруях продают...

копни тут

ссылка

есть доставка, она используется для замазки швов и косяков на пенопластовых карнизах.....

я ею пользуюсь кучу лет, главное дать просохнуть и шкурочкой, а если на чисто, то легка увлажнённой, она быстро стачивается, главное не смыть :mellow: :mellow: :mellow: :mellow:

Share this post


Link to post

Наконец- то был изъят фотоаппарат, показываю, что сделано. Во- первых- грубая шлифовка носовой части и вклейка ПГО. ПГО- 2 слоя потолочки, вышлифованных до 5 мм с оконтуриванием бальзой. Все это на фанерных лонжеронах 1,5 мм. ПГО устанавливается с V 6 градусов.

post-18428-1447667819_thumb.jpg

post-18428-1447667830_thumb.jpg

post-18428-1447667839_thumb.jpg

post-18428-1447667849_thumb.jpg

Далее- стабилизатор. А вот теперь начинается совершенно другая история...

Начну издалека. Есть у меня большое желание иметь большую настоящую металку. Композитную, что- то типа "Бластера" или "Супер Жи". Делал я как- то металку мелкую 600 мм размахом. Она неплохо летала для своего роста. Но когда рядом толстый бородатый дядька пуляет "Бластера", то я нахожусь в полнейшей уверенности, что моя мелкая вообще летать не умеет. Купить такое чудо мне явно не по карману, значит нужно сделать. Правильные металки делаются по позитивно- вакуумной технологии. Значит, нужен вакуумный насос. Лет пять назад я себе сделал компрессор из тещиного холодильника. Ресивер- тормозной камазовский, автоматика. В принципе, я им абсолютно доволен. Но нужно сделать апгрейд и тюнинг. Со всасывающей стороны прилепил вакууметр, вакуумное реле от "Жигулей" и микрик, который будет поддерживать давление. Натяжением пружины вакуумного реле обеспечивается нужный вакуум. У меня получилось- нижний уровень-0,2, верхний-0,9. То есть получился такой "тяни- толкай"- с одной стороны- компрессор, с другой- ваккумник.

Ну, нужно тренироваться на кошках. Кошкой как нельзя к стати подвернулся стабилизатор от сушки. Конструктив у него нехороший в плане прочности- карбоновая трубочка вклеивается в пенопласт. Когда- то делали цельноповоротный стаб на F- 15 по той же технологии- трубочку с мясом провернуло в стабе просто от проверки рукой. Здесь сделаем правильнее. Будет пенопластовое ядро, будет трубочка- лонжерон- ось вращения и будет стеклянная вакуумированная обшивка. Вааще по- взрослому!

При позитивной технологии ядро с обшивкой укладывается в постель, образованную из остатков ядра при резке. Вырезать стаб такой формы струной я не смогу- очень большая разница между корневой и концевой нервюрами. Концевая будет гореть в любом случае. Поэтому сделал стаб из двух слоев потолочки. Стеклянная трубка ф 5 мм. Толщину стаба подогнали под этот размер. Ну и сделали постель для вакуумирования.

post-18428-1447669043_thumb.jpgpost-18428-1447669110_thumb.jpg

Далее. Стеклянные боковины прижимаются к ядру специальными пленками- майларами. Они выравнивают мелкие неровности ядра и обеспечивают полное соприкосновение стеклоткани с ядром. Их можно сделать из астралона, или листового ПЭТ. Ни одного, ни второго у нас найти нельзя. Зато можно найти рентгеновские снимки.

Вырезаются эти майлары с максимальной точностью по передней кромке и с небольшим припуском по задней. Для того, чтобы более четко облегли переднюю кромку, в этом месте их "бреют"- уменьшают толщину.

post-18428-1447669354_thumb.jpg

Далее их нужно навосчить, чтобы стекло к ним не прилипло. Можно воском, растворенным в калоше, можно всякими буржуйскими разделителями, можно кремом для обуви "Киви".

post-18428-1447669443_thumb.jpg

Восщим и полируем несколько раз с просушкой.

 

А вот дальше картинок нет, так как я по уши залез в эпоксидку и фотоаппарат просто физически взять не мог. Расскажу на словах.

Для позитивной технологии нужно "кромить" кромки. Это значит, что на кромки перед укладкой основной стеклоткани приклеиваются полоски стекла 10-15 мм шириной. Их рекомендуют клеить на ядро на клеевом спрее 3М77. Но его у нас тоже не бывает. Значит, попробуем обойтись. Тоненько намазываем пенопласт в районе кромок эпоксидкой и вручную приклеиваем туда заготовленные полосочки стеклоткани.

Далее. Точно по размерам майларов вырезаем заготовки из стеклоткани. Нашел у себя 0,07 толщиной. Толстая, но чем богаты... Немного промазываем майлары смолой и накладываем на них заготовки из стеклоткани. Смола тоже- что нашлось в моделке- ЭД-20. Далее валиком прокатываем, пропитываем их смолой. После этого нужно убрать лишнюю смолу. На пропитанный смолой майлар кладем бумажное полотенце и катаем жестким резиновым валиком. Это есть сушка стекла. Затем полусухим валиком проходим по пенопластовому ядру. Не доходя 1-2 мм до передней кромки укладываем майлары и скрепляем их скотчем между собой. Все это кладем между бумажных полотенец и засовываем в вакуумный мешок. В моем случае- это обычный мусорный на 60 литров.

На поверхность стола укладываем нижнюю постель. На нее- заготовку стабилизатора уже в вакуумном мешке. Сверху- верхнюю постель. И всякие железяки для груза.

Вакуумный мешок склеиваем двухсторонним скотчем. Надо бы силиконом, но под рукой не оказалось- забыл купить. Вставляем трубку вакуумника и заматываем все это резиной.

post-18428-1447670207_thumb.jpg

Все. Можно включать насос. Он бодренько высасывает воздух и останавливается на -0,7. Гисерезис примерно 0,1. То есть вакуум будет от -0,7 до -0,6. Должно хватить.

post-18428-1447670322_thumb.jpg

Уже через 15 минут видно, как в полотенца внутри мешка высасывается лишняя смола.

post-18428-1447670376_thumb.jpg

Дальше идем домой строго- настрого сказав сторожу не трогать компрессор. А то они ведь могут. Во избежание...

В воскресенье в 8 утра прибегаю в моделку. Ура- вакуум держит, значит никто не совал никуда шаловливых ручек.

Снимаю груз:

post-18428-1447670508_thumb.jpg

Видно, где была лишняя смола.

Майлары отклеились довольно спокойно, значит наваксил нормально.

В итоге получилось вот это:

post-18428-1447670586_thumb.jpg

Честно, думал, что с первого раза получится хуже. Смола очень густая, стекло очень толстое, майлары вообще черт знает из чего. Но оно получилось! Да, смолу я немного пересушил все- таки- на кромках отличный глянец, а в середине- фактура ткани различается. Но это ерунда- всего лишь видно, над чем нужно работать. Главное- что это возможно из бросовых материалов и комплектующих.

Уфф, сколько букавок. Пойду мозоли на пальцах в кипятке отпаривать. :mellow:

Share this post


Link to post
Вырезать стаб такой формы струной я не смогу- очень большая разница между корневой и концевой нервюрами.

Василий, всё дело в "сноровке, закалке, тренировке". Шаблон малой хорды из металла как радиатор, подобрать температуру, резать струной по принципу циркуля, т.е. одна сторона терморезака неподвижна, другая движется по радиусу. Типа такого (стянуто в тырнете) Zagi3.jpg

Share this post


Link to post

Олег, спасибо, я так резал. Если бы чуть меньше разница хорд- то можно. Тут перепад ну уж очень большой. Да и эта модель - не такого аэродинамического уровня аппарат. Тут крыло- плоская пластина, а уж стаб думаю мне простит вручную выведенный профиль. На планер я бы такую крамолу конечно не допустил бы.

Share this post


Link to post

Как мне кажется, Стив сильно удивился бы тому, какие космические технологии применяются для воплощения его проектов :-))

Я в свое время сильно разочаровался в полтрузионных угольных трубках в роли осей ЦПГО - на изгиб они работают прилично, а при скручивании начинают расслаиваться. Стеклянные трубки в этом плане получше, но... В результате придумалось несколько разных вариантов. Самый лёгкий попробую описать.

Пенопластовый цельноповоротный руль. Пенопласт плотный, типа флоормата или еще чего в районе 35 кг/м3. Кромка, прилегающая к фюзеляжу, окантована бальзой. Довольно толстой, миллиметра три. Сквозь бальзу на всю ширину руля "в мясо" вклеена угольная/стеклянная трубка или алюминиевая спица. Так же "в мясо" вклеен стеклопластиковый кабанчик, причем он приклеен одновременно к оси, к толстой бальзовой кромке и, до кучи, к пенопласту. При таком раскладе ось работает только на изгиб. А жесткости пенопластового руля, усиленного по размаху угольной осью, а поперек бальзовой кромкой - выше крыши. Особенно на суховских рулях, почти треугольных.

Из минусов - торчащие на поверхности тяги.

Еще я оклеивал бумагой на ПВА рули из потолочки. Получилось бронебойно, особенно с комплекте со стальными осями :-) Мой МиГ-29 много раз цеплял "ластами" ГО планету и падал на них - без потерь. Хотя торчат они назад очень сильно.

Еще не сильно тяжело сделать цельнобальзовые рули...

Edited by RedSun

Share this post


Link to post

Совершенно согласен. Вариантов исполнения этого узла может быть очень много. С разным уровнем сложности, надежности и веса. По большому счету можно просто засверлиться в трубке и вклеить пару зубочисток поперек и все это замуровать в пенопласте. Мне просто интересно опробовать новую технологию по позитиву, вот я и изголяюсь. ^_^

Share this post


Link to post

Добрый день, коллеги, из солнечного Крыма!

В связи с последними событиями был выведен из общения на любимым форуме. Но сейчас уже вроде- бы все нормализовалось. Работа велась всего пару дней только в светлое время суток, потом занятия отменили. Поэтому проект подзастрял. Но кое- что все- таки было сделано. Вчера вечером хотел бросить фотографии, но свет опять рубанули. Постараюсь сегодня вечером.

А по отключению хотел сказать, что крымчан такой ерундой не проймешь. Бывали события и покруче. Соседи сыграли опять против себя- еще более сплотив Крым.

 

Share this post


Link to post

Ну, продолжаем.

Отрабатывая позитивную технологию, выклеил новые стабы. Теперь- с правильной смолой. Разница- огромная. Получилось глянцевое, жесткое, прочное изделие. Аэрозольный клей все- таки очень необходим. Прислал коллега из Севастополя вместе со смолой. Параллельно изготовлены кабанчики и упорные шайбы из стеклотекстолита и антифрикционные шайбы из лексана.

post-18428-1449766314_thumb.jpg

Устанавливаем это все в модель:

post-18428-1449766378_thumb.jpgpost-18428-1449766463_thumb.jpgpost-18428-1449766794_thumb.jpg

В конструктиве есть очень интересный момент- верхняя часть входа воздухозаборников. Получается, что это- крышка воздухозаборника, но между ней и фюзом находится еще одна треугольная пластинка, как- бы рассекатель. Необходимости в ней не вижу никакой, ну есть- так есть. Сделали.

post-18428-1449766626_thumb.jpg

post-18428-1449766639_thumb.jpg

Дальше- имитация верхней части двигателей.

post-18428-1449766706_thumb.jpg

Дальше- попытка из квадратного сделать круглое.

post-18428-1449766750_thumb.jpg

Текущий вес 202 грамма:

post-18428-1449766840_thumb.jpg

Дальше устанавливаем сервы. Ну тут все просто- вырезаем отверстия, делаем накладки из кредитки, приклеиваем, делаем тяги из ОВС ф1,5 мм. (Фотографии делались при свечке, так что извините за качество...)

post-18428-1449766965_thumb.jpgpost-18428-1449766977_thumb.jpg

Далее очередь моторамы. Она из авиационной фанеры 3 мм. Вклеивается на эпоксидку-пятиминутку.

post-18428-1449767050_thumb.jpgpost-18428-1449767079_thumb.jpgpost-18428-1449767094_thumb.jpg

Ну, вроде бы пока все, что сделано.

А, еще забыл. Придумал новую шпаклевку- в "Титане" размешивается тальк. Получается более- менее адекватная шпаклевка, правда, немного жестче, чем хотелось бы. Рекомендуемую коллегами так у себя в городе и не нашел, а одну банку никто пересылать не хочет... Ладно, не смертельно.

Share this post


Link to post

У меня праздник!!! Мои выпускники привезли из Симферополя баночку 5 кг правильной шпаклевки. Это которая "Семи лайт". С лозунгами "Это вам под елочку на Новый год!". До чего приятно работать с правильными материалами! Сейчас шпаклюем. Прибросил вчера двиг, электронику, акк. ЦТ вышел точно по чертежу без догрузок. Пока полетный вес (не шпаклеваный и не крашеный с акком 2200) 550 гр.

Share this post


Link to post

Наконец-то мои бойцы зашпаклевали модель, далее- моя очередь- красить. Выбрали пустынный вариант окраски. Еще нет бортовых номеров, звезд и окраски двигателей и сопел, это будет уже после облета.

post-18428-1454319282_thumb.jpgpost-18428-1454319304_thumb.jpgpost-18428-1454319296_thumb.jpg

С черной краской вообще получилась непонятка- она оказалась не черная, а серо- фиолетовая. Отложили ее подальше. Будем искать...

Share this post


Link to post

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
Sign in to follow this  

×
×
  • Create New...