EvgeniyK Опубликовано 1 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 1 февраля, 2013 Начну с лирического отступления. В юности, когда занимался в авиамодельном кружке, самым дефицитным материалом была бальза. От советских времен остались несколько обрезков, а нового обеспечения ждать не приходилось. Из материалов у нас было немного фанеры, сосновые рейки и рулон лавсановой пленки, да и то, потому что ее производили на нашем химзаводе. Модельные магазины все позакрывались, а цены в зарубежных магазинах просто пугали. И вот в те времена, о модели из бальзы можно было только мечтать. Потом был перерыв в 10 лет, и новые шаги в авиационный моделизм. Отсутствие в окрестности модельных магазинов заставило искать новые материалы. И вот мне попалась ОНА - потолочная плитка из однородного пенополистирола. И дальше понеслось строительство моделей из потолочки. Но мечта о бальзовой модели не пропала, она просто затаилась внутри и ждала удобного момента для возвращения. Периодически, строя "пенолеты", сталкивался с необходимостью применить бальзу, но из-за ее отсутствия в домашнем хозяйстве, приходилось использовать другие материалы. И вот я уже был почти готов закупиться бальзой, когда "на глаза" попалась модель "Skeeter". Пришлось сразу забросить идею съездить в соседний город, в модельный магазин за бальзой, так как ассортимент у них всегда хромал. Не ломая голову в поисках вариантов, решил закупиться в магазине Авиамоделки. Набрал нужной бальзы на модель, посмотрел на сумму и умножил количество товара на два - вот теперь можно заказывать! Отдельное спасибо людям, которые упаковывали бальзу для пересылки - работники почты так и не смогли повредить посылку (а уж стараются они в этом деле очень хорошо). Потом, правда, я пол-дня "развлекался", пытаясь извлечь бальзу из упаковки И вот пришел день, когда детская мечта начала сбываться. С "rcgroups" скачал чертежи Skeeter30, перевел их из PDF в векторный формат, распечатал, склеил листы и начал постройку. Постройку начал с самого простого - руля направления. Из листов бальзы нарезал с помощью нехитрого приспособления реечек 6*3, они будут самыми ходовыми в постройке. Нарезал деталей для РН, уложил на чертеже, зафиксировал булавками, швы прокапал циакрином. Потом перевернул деталь и пролил все швы и углы жидким ПВА. Потом понял, что ошибся с толщиной руля и наклеил на него еще один слой, для получения толщины 6 мм (в оригинале 5мм), стыки реек по углам клеил "внахлест", надежнее будет. Также сделал и стабилизатор с рулем высоты, толщина 3 мм: Ну а дальше - от самого простого к самому сложному - решил делать крыло. Из двух миллиметровой пластины бальзы, ножом нарезал нервюры Сложил попарно, немного доработал наждачкой и пропилил пазы под лонжероны: Самый "страшный" этап занял два часа неспешной работы. А как приятно работать с бальзой - резать и обрабатывать просто, детали ровные и легкие, никакого сравнения с косослойными деревянными линейками. Теперь, чую, мечта детства начинает перерастать в болезнь. Ссылка на комментарий
GFAndy Опубликовано 1 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 1 февраля, 2013 Нарезал деталей для РН, уложил на чертеже, зафиксировал булавками, швы прокапал циакрином. Евгений, на этом этапе циакрин не затекает на чертеж, т.е. деталь случаем не приклеивается к подложке? Ссылка на комментарий
EvgeniyK Опубликовано 1 февраля, 2013 Автор Поделиться Опубликовано 1 февраля, 2013 Эта гадость затекает везде))) Особенно под пальцы, которые потом приходится отдирать от бальзы. На чертеж ложил полиэтиленовую пленку, от нее легче оторвать. Ссылка на комментарий
samodelkin1 Опубликовано 1 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 1 февраля, 2013 Теперь, чую, мечта детства начинает перерастать в болезнь. Ага . А игрушки становятся всё дороже и дороже. Циакрин пользую только на прихватках. Все силовые элементы проклеиваю на эпоксе. Чуть тяжелее (при аккуратном использовании) зато надёжно. Ссылка на комментарий
EvgeniyK Опубликовано 1 февраля, 2013 Автор Поделиться Опубликовано 1 февраля, 2013 игрушки становятся всё дороже и дороже. Мужчины всю жизнь остаются детьми, только игрушки их с каждым годом становятся дороже (народная мудрость ) Я тоже циакрином только прихватывал, а потом проливал швы ПВА, думаю для мелколетов эпоксидка тяжеловата будет, а по надежности, для них хватит и ПВА. Ссылка на комментарий
Гость Опубликовано 6 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 6 февраля, 2013 ...Но мечта о бальзовой модели не пропала, она просто затаилась внутри и ждала удобного момента для возвращения. Евгений, поздравляю и поддерживаю. Действительно, работать с бальзой- удовольствие. Позвольте небольшое замечание. После просмотра фото сборки элементов хвостового оперения я был несколько удивлен и озадачен. Не понял что это:"шутка", "нанотехнологии" или "ляп" чертежника-конструктора. Дело в том, что элементы продольного и поперечного набора соединены не лучшим образом. Можно сказать: "не классика жанра". Причем на крыле, фюз. все в норме. Конечно, это не смертельно и жить будет, возможно, долго. Но лично я считаю, что каждый элемент конструкции должен выполнять свои функции и желательно по полной (и по прочности и по живучести и т.д.). И что самое интересное?На указанном сайте рядом представленно два архива с черт. модели. В одном все по уму, а в другом-не совсем. Зачем, почему? Не зря говорится:"Доверяй, но проверяй." Евгений, примите мое замечание как небольшой совет на будущее и не более. Успехов. С уважением, Юрий. Ссылка на комментарий
EvgeniyK Опубликовано 6 февраля, 2013 Автор Поделиться Опубликовано 6 февраля, 2013 Вот тоже думал про такую хитрую конструкцию руля высоты - "я бы по другому начертил". Но сделал согласно схемы. Сейчас "тренируюсь на кошках", в таком объеме с бальзой никогда не работал (и даже в руках не держал). Там просятся несколько уголков, которые и вклею. А если руль сломаю, то новый сделаю по правильной схеме. А на сайте есть три варианта модели (не считая модели в разных масштабах), сейчас уже сам понимаю, что выбрал неудачный вариант. Ссылка на комментарий
Гость Опубликовано 6 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 6 февраля, 2013 И желательное направление волокон бальзовых уголков-параллельно их гипотенузе. Ссылка на комментарий
Val Опубликовано 6 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 6 февраля, 2013 Евгений, по поводу соединения бальзовых частей того же оперения (так называемых замков) - посмотрите в журнале "От винта" за 2011 год (см.) статью по постройке пилотажки Victoria. Там хорошие фотки и все наглядно видно. Ссылка на комментарий
EvgeniyK Опубликовано 6 февраля, 2013 Автор Поделиться Опубликовано 6 февраля, 2013 Такое для меня пока еще слишком круто. Сейчас надо собрать что-то простое, заразиться процессом, а вот потом можно и сложными проектами заниматься. Продолжаю строить (дежурные сутки длинные) Вклеил лонжероны Склеил элероны Зашил лобик крыла, нервюры и заднюю кромку миллиметровой бальзой Ссылка на комментарий
EvgeniyK Опубликовано 7 февраля, 2013 Автор Поделиться Опубликовано 7 февраля, 2013 И вот еще, может сделать законцовки как на заводских моделях? И симпатичней, и элерон закрыт при боковых ударах, и, главное, обтекание законцовки крыла будет более равномерным. Ссылка на комментарий
Val Опубликовано 7 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 7 февраля, 2013 Конечно, делайте. И внешний вид получше и защита элерона, да и не сложно это доделать на готовой модели. Ссылка на комментарий
EvgeniyK Опубликовано 7 февраля, 2013 Автор Поделиться Опубликовано 7 февраля, 2013 И вид получше и защита элерона. Основной повод Ссылка на комментарий
EvgeniyK Опубликовано 8 февраля, 2013 Автор Поделиться Опубликовано 8 февраля, 2013 Продолжаю кромсать бальзу: Нос из 6 мм бальзы, рейки 6х6. Позади крыла тоже добавлю косынки, так как там будет самое нагруженное место, при неудачных посадках. Ссылка на комментарий
EvgeniyK Опубликовано 23 февраля, 2013 Автор Поделиться Опубликовано 23 февраля, 2013 Постройка продолжается: Ссылка на комментарий
GFAndy Опубликовано 25 февраля, 2013 Поделиться Опубликовано 25 февраля, 2013 Можно поподробней про обтяжку - какой пленкой, технология, как всё прошло? Ссылка на комментарий
EvgeniyK Опубликовано 25 февраля, 2013 Автор Поделиться Опубликовано 25 февраля, 2013 Так как "земноводное" меня победило, то отказался от покупки модельной пленки и пошел в хозмаг. Купил "рукав для запекания" 5м*35см, если разрезать, то получаем лист лавсана 5000*700 мм (цена 129 рублей). Про характеристики - максимальная жаростойкость 230 градусов. По виду - хороший лавсан. Клеил пленку на "момент кристал, намазывал бальзу тонким слоем клея, а потом утюжком приваривал пленку. Сначала не мог добиться нормальной натяжки, пока не понял, что мой утюжок не нагревается до нужной температуры. Взял другой, без регулятора, и дело пошло. Больше всего мучился с законцовками, пришлось обтягивать их отдельными кусками. Ссылка на комментарий
samodelkin1 Опубликовано 1 марта, 2013 Поделиться Опубликовано 1 марта, 2013 А чем "цветочная" плёнка не устроила? Она и тянется при нормальных температурах и толщина приемлемая. Ссылка на комментарий
EvgeniyK Опубликовано 1 марта, 2013 Автор Поделиться Опубликовано 1 марта, 2013 "Цветочная" пленка толще. А по поводу температуры - у меня утюжек просто слабенький и старенький, с плохо работающим регулятором. Ссылка на комментарий
samodelkin1 Опубликовано 2 марта, 2013 Поделиться Опубликовано 2 марта, 2013 "Цветочная" пленка толще. Не толще модельной. Ссылка на комментарий
EvgeniyK Опубликовано 2 марта, 2013 Автор Поделиться Опубликовано 2 марта, 2013 У нас, цветочная пленка есть только толстая, тоненькой не видел. Потому выбор пална пленку для запекания. Вопрос. А можно ли лавсан клеить на НЦшный лак советских времен? Нашли банку 70х годов, думаю, что будет легче. чем при приклейке "Моментом". Ссылка на комментарий
Гость Опубликовано 3 марта, 2013 Поделиться Опубликовано 3 марта, 2013 Вопрос. А можно ли лавсан клеить на НЦшный лак советских времен? Нашли банку 70х годов, думаю, что будет легче. чем при приклейке "Моментом". Я думаю, что НЦ лак для этих целей не подходит. Лавсан клеят "БФ", "Десмокол", "Момент" и др., которые относятся к "термореактивным" клеям. Т.е. они восстанавливают свои клеющ. свойства (размягчаются) под воздействием температуры (утюжка). " НЦшный лак" лучше уж использовать (жидкий) для приклейки обшивки из микалки, "японки" методом промазывания., используя для растворения "нитро" растворители. С уважением, Юрий. Ссылка на комментарий
EvgeniyK Опубликовано 28 марта, 2013 Автор Поделиться Опубликовано 28 марта, 2013 да и расшевелить форум надо, немного «буйные» (конструкторы) в зимней спячке Мы не в спячке, просто конец квартала сокращает свободное время до минимума. Модель уже облетана 18 марта. Летает ожидаемо медленно, крутится вокруг всех осей с минимальными радиусами, но... Ощущения от полета странные, поведение модели в воздухе похоже на полет Тензора (3Д плосколет) - летит довольно прямо в любом положении. Планирование у модели непредсказуемое, то отказывается снижаться, то начинает проваливаться (правда летал при легком порывистом ветре). Мотора хватает на все, кроме висения и силовых вертикальных фигур. Но полетный вес с аккумулятором 0.5 А составляет 290 грамм. Испытания проводил с аккумулятором 1.3 А, чтобы сдвинут центровку немного вперед. Да и маленькие аккумуляторы не могли на холоде отдавать нужный ток. Выложил два ролика в том виде, в котором они были сняты, так как после перестановки системы никак не поставлю видеоредактор. Извиняюсь за качество, снималось все на камеру мобильного телефона, так что резкость периодически уплывает: Ссылка на комментарий
EvgeniyK Опубликовано 8 апреля, 2013 Автор Поделиться Опубликовано 8 апреля, 2013 В выходные опять летал на модели, уже получается летать гораздо лучше. Центровку еще немного сдвину вперед, а то в безмоторном полете начинает кабрировать. Как раз боле мощный мотор добавит нужные граммы. И желательно модель покрасить - на сером небе очень быстро теряется ее положение в пространстве, один раз из-за этого грохнул модель. Ссылка на комментарий
Val Опубликовано 8 апреля, 2013 Поделиться Опубликовано 8 апреля, 2013 Как вам разница между пилотированием (и поведением в воздухе) бальзовой модели и пенопластовой? Ссылка на комментарий
EvgeniyK Опубликовано 8 апреля, 2013 Автор Поделиться Опубликовано 8 апреля, 2013 Именно поведение модели сложно сравнить, для этого надо сделать точно такую же пенопластовую модель. Но само ощущение от того, что вот та ажурная красота, которая крутится в небе, полностью изготовлена своими руками, непередаваемо. Мне всегда нравились модели с наборным крылом, оперением, фюзеляжем за их внешнюю "невесомость". Модель отлично висит с минимальным подруливанием, может крутить по несколько петель подряд, летать в любом положении относительно земли. Но есть огромный минус... Модель выносишь из квартиры и несешь на поле "трясущимися руками" - как бы ничего моделью не задеть (а тут еще и по две двери в подъезде сделали), ничего на модели не отломить. Хотя два падения показали неплохую живучесть. После второго падения треснула по волокнам вертикальная рейка фюзеляжа сразу за крылом. Обшивка не дала фюзеляжу сложиться, и модель отлетала еще два полета. Во время полета находишься в "напряжении", так как починить бальзовую модель после краша гораздо сложней. Да и в багажник машины, при поездке на отдых, такую модель уже просто так не кинешь... Хотя, даже после всего написанного, работать с бальзой я прекращать не собираюсь. Мне, как "конструктору", периодически гораздо приятней что-то строить, чем потом на этой модели летать. Но вот дальнейшей бальзовой моделью планирую построить планер метра этак два размахом - тут уж без бальзы никуда. Сейчас потихоньку подбираю чертежи. Ссылка на комментарий
EvgeniyK Опубликовано 15 апреля, 2013 Автор Поделиться Опубликовано 15 апреля, 2013 Вчера воткнул модель метров с 15ти почти вертикально в землю. из повреждений - отломанный мотор и треснувшая рейка в фюзеляже. Перед полетом вдоль нижней рейки вклеил угольный пруток, он и спас фюзеляж от более сильных повреждений. А воткнул модель по банальной причине отказа рулевой машинки, я на нее с сомнениями изначально поглядывал, но думал, что пока выдержит. Но "пока" как всегда не прокатило, машинка вышла из строя как раз при выходе из штопора. Теперь точно поменяю. Жаль не сфотографировал "морковку", давно я таких красивых не сажал. Модель воткнулась почти до крыла в размокшую землю, да так и стояла. Ссылка на комментарий
EvgeniyK Опубликовано 29 апреля, 2013 Автор Поделиться Опубликовано 29 апреля, 2013 Сегодня починил модель и снова пошел летать. Отлетал всего один аккумулятор и пошел домой - не мое это, красиво летать на такой модели у меня не получается, устаю от "колбасни" довольно быстро, "по базе" нормально не полетаешь. Будет модель для иногда возникающего "желания побаловаться" или для "похвастаться" перед моделистами тем, что руки из правильного места растут Если конечно перемотать мотор и подобрать винт, модель будет летать еще лучше, но желания заниматься этим нет. Надо завершать подготовку к летному сезону и доставать FPV. Ссылка на комментарий
Рекомендуемые сообщения