Jump to content

Sign in to follow this  
Guest flysnake

С планера на самолет...

Recommended Posts

Guest flysnake

Когда я написал это, то меня попросили поделиться впечатлениями полетов на самолете после полетов на планере...

Сразу отмечу следующее:

1 Я не являюсь хорошим планеристом. Летал в динаме на специально сделанных для нее моделях (делал сам).

2 У меня нет "спортивной жилки" - то есть летаю только для удовольствия и нет никакого желания совершенствоваться, как пилоту. Естественно, потихоньку я учусь и набираюсь опыта, но целью это не является.

Особых достижений (например, приличного времени полета в динаме) у меня нет - ни разу не был в воздухе в течение времени, большего, чем 10 минут. Причина простая - если динама хорошая, то мне надоедает "утюжить" воздух и я начинаю всячески "развлекаться" в воздухе.

И вот я сделал первую модель самолета.

Немного о летных качествах модели. На мой взгляд, модель неплохо летает, хорошо планирует, вполне прилично разгоняется. На 1/3 газа может идти с набором высоты и на этом газе с горизонтального полета делает мертвую петлю. Обратный пилотаж почти невозможен, так как у крыла несущий профиль ("на спине" модель летит, но о серьезном пилотаже говорить нельзя). Попытка определить минимальную скорость полета привела к срыву в штопор, из которого модель легко вышла при увеличении газа и переводе в пикирование. Когда моделью управлял опытный пилот, она сделала вполне приличную бочку (мне бочку сделать не удалось, так как мешают "планерные рефлексы").

Впечатления.

Самолет запускать довольно интересно, но, если не ставить специальных задач, мне в динаме летать интереснее. Пока у меня опыт полетов - 1 день. Окружающие отметили "нервный пилотаж". Думаю, что причина та же, что и маленькое время на планере - скучно описывать плавные эллипсы или восьмерки. Умом я понимаю, что сначала надо научиться управлять, а потом уже учиться выполнять пилотаж, но...

Ближайшие планы - разобраться с двигателем.

Его не удалось вывести на нормальный режим работы: если мотор вывести на режим "пения", то он начинает работать неустойчиво (неожиданно глохнет).

Самые яркие моменты:

- в какой-то момент времени подул приличный ветер. Самые сильные порывы я прозевал, но неплохо "отвел душу" в оставшихся;

- изгибание крыла при резких маневрах и выходе из петель. В принципе, изгибы вполне допустимы для этого крыла, но, при переходе на более активный пилотаж, придется отрезать и снова приклеить консоли к центроплану - именно место слейки сильно гнется.

- вездесущая касторка;

- посадка в высокую траву. Модель ни разу не пробила траву до земли;

Возможно, о моих полетах и модели что-нибудь добавит *, с которым вместе я летал и которого я замучил запусками двигателя. Собственно говоря, именно благодаря его советам (и советам еще одного Саши) мне удалось безаварийно отлетать :)

Share this post


Link to post

Guest ADF

Хороший рассказ! :idea:

 

про двигатель: тигров нельзя долго на полном газу гонять, от этого раздувает гильзу цилиндра и продадает компрессия - причем есть риск, что гильзу раздует перманентно и тогда двигатель перестанет нормально работать вообще! (данные с форума RCD).

 

Так же есть вариант, что мотор не до конца обкатан, и удачная настройка еще впереди...

 

В любом случае, постоянно на полном газу летают только гоночные и бойцы, простому хоббисту и для выполнения пилотажа полный газ нужен довольно редко.

 

Чтобы крыло в центер складками не шло - вклей хотя-бы по середине хотя-бы небольшой (т.е. не до конца консолей) деревянный лонжерон :idea: Только в местах контакта его с пенопластом, плошадки подклеить чтобы давление распределить - иначе прорвет.

Share this post


Link to post
Guest

Что я могу сказать? Летит! На удивление, летит.

У меня самый мелкий движок был МК-17. А тут - тяга почти не ощущается, особенно при немаксимальных оборотах. :shock: Но самолётик легонький - ему для простых полетов хватает. Надо бы с винтом ещё поиграться.

Поначалу прогиб консолей на боевом развороте испугал.

Потом стало ясно, что самолет переносит такой прогиб безболезненно.

 

Сергею. а что ты это прошлое воскресенье прогулял?

Погода была хорошая, к вечеру и вовсе штиль.

Share this post


Link to post
Guest flysnake
ADF

про двигатель: тигров нельзя долго на полном газу гонять, от этого раздувает гильзу цилиндра и продадает компрессия - причем есть риск, что гильзу раздует перманентно и тогда двигатель перестанет нормально работать вообще! (данные с форума RCD).

 

Так же есть вариант, что мотор не до конца обкатан, и удачная настройка еще впереди...

Чтобы крыло в центер складками не шло - вклей хотя-бы по середине хотя-бы небольшой (т.е. не до конца консолей) деревянный лонжерон :idea: Только в местах контакта его с пенопластом, плошадки подклеить чтобы давление распределить - иначе прорвет.

О двигателе. Вопрос не в работе долгое время на полном газу, а в том, что на нем удается работать только с сильно переобогащенным двигателем, иначе он неожиданно глохнет. А переобогащение приводит к тому, что движок где-то на треть недодает обороты на любом газу. Выглядит это так: двигатель заводится, выводится на полный газ (после небольшого прогрева), а потом винтом смесь начинаешь обеднять. В какой-то момент обороты прилично растут, но, если оставить это положение, то двигатель потом неожиданно глохнет... Вот и приходится летать на "неправильной смеси". Впрочем, попробую реализовать пару идей, в результате и модель чище будет и, если память мне не изменяет (прошло полтора года), мотор при этом становится устойчивей.

Этот движок не только обкатан, но и прилично поработал на смесях:

-этиловый спирт+бензин+касторка;

-бензин + двухтактное масло.

Сейчас летаю на стандартном топливе.

О крыле. Сминаются "нервюры из потолочки" вклеенные между консолью и центропланом. Надо будет просто сделать их из более прочного материала.

Share this post


Link to post
Guest flysnake
*

а что ты это прошлое воскресенье прогулял?

Погода была хорошая, к вечеру и вовсе штиль.

У нас тут был жуткий ветер и страшные тучи по небу ходили, казалось, что сейчас СНЕГ пойдет (правда, часа в 4 погода исправилась).

Так что, я занялся домашними делами и "модернизацией модели". Надеюсь полетать в следующее воскресенье.

Кстати, ветра я не боюсь :)

Share this post


Link to post
Guest ADF

трудно конечно дистанционно говорить, но описаные неожиданные заглохи похожи на банальный мусор в топливе! 8)

 

у более крупных ДВС на полном газу сечение побольше, и мелкий мусор проскакивает, не толпясь - и не работают они либо от совсем конкретного мусора, либо при сбрасывании газа до малого или среднего, когда топливо не фильтровано.

У мелкого ДВСа даже на полном газу сечение топливного канала мало, и любой мелкий мусор его тут-же забивает, обедняя смесь.

 

Поробуй перед каждой заправкой через ватку хотя-бы топливо прогонять, или, говорят, какие-то фильтры есть от медицинских систем, прям через них заправлять советуют....

Share this post


Link to post
Guest flysnake
ADF

трудно конечно дистанционно говорить, но описаные неожиданные заглохи похожи на банальный мусор в топливе! 8)

Поробуй перед каждой заправкой через ватку хотя-бы топливо прогонять, или, говорят, какие-то фильтры есть от медицинских систем, прям через них заправлять советуют....

Я тоже когда-то грешил на грязь в топливе...

Дело в том, что я этот движок много на стенде гонял и были эти эффекты, причем в существенно более выраженной форме. То есть двигатель мог нормально работать и управляться, но потом глох. Более того, КАЖДЫЙ РАЗ приходилось очень значительно крутить винт качества, чтобы получить нормальную работу. Эту хрень я поборол, взломав полость в топливопроводе карбюратора (в которой, вероятно, был крупный мусор) .

Естественно, топливо у меня фильтрованное, более того, я установил фильтр на топливопроводе в баке.

У меня есть подозрение на какой-то резонансный эффект в глушителе - возможно, на каких-то оборотах (которые как раз соответствуют хорошей работе на полном газу) пропадает наддув...

К ближайшим полетам я сделал две вещи: поставил силиконовую трубку на выхлопном патрубке глушителя и трубку из термоусадки на входной патрубок карбюратора. Все это должно резко изменить эффекты, если они связаны с резонансом (и модель станет существенно чище :) ).

Share this post


Link to post
Guest ADF

- Буквально сегодня, тоже человек летал, с модельным опытом лет эдак в 20, не меньше. И в полете двигатель перестал на высокие выходить, по всеобщему заключению показывая наличие мусора в карбюраторе. Тоже на как бы фильтрованном топливе.

 

Достаточно одному волоску в жиклер попасть - как двигатель нестабильно работать начинает! Т.е. один микро волосок на весь бак - и уже проблемы с питанием.

 

Вывод: надо фильтровать более хорошо, или, по совету буржуев, ставить спец. фильтр в разрыв самой топливной трубки. Не зря ведь наверно советуют? ;)

 

Это для больших кубатур пофиг - там сечение топливного канала больше, хоть муха пролезет :)

Share this post


Link to post
Guest flysnake

Надеюсь послезавтра проверить идею с резонансными явлениями - в полете :).

Share this post


Link to post
Guest

Резонанс - это если у Вас шланги длинные и они сильно вибрируют. Если они действительно длинные и растояние бак-двигатель приличное, без давления в бак, трудно добиться хорошего режима. Желательно-бы капнуть нитрометана в стандартное топливо хотя-бы процентов 5. Настраивати иглу при задранном носом в верх самолёте на полный режим оборотов! Это смоделирует обеднение двигателя в полёте. :D

Share this post


Link to post
Guest flysnake

Резонанс - это если у Вас шланги длинные и они сильно вибрируют. Если они действительно длинные и растояние бак-двигатель приличное, без давления в бак, трудно добиться хорошего режима. Желательно-бы капнуть нитрометана в стандартное топливо хотя-бы процентов 5. Настраивати иглу при задранном носом в верх самолёте на полный режим оборотов! Это смоделирует обеднение двигателя в полёте. :D

Шланги у меня минимально возможной длины (от пробки бака до задней стенки двигателя - 2см, с учетом изгиба шлангов короче сделать невозможно; так что длина шлангов меньше 7см).

О результатах дня:

Дома я установил небольшой патрубок (около 1см длины) на воздухозаборник карбюратора и силиконовую трубку такого же диаметра, как выхлопной патрубок, длиной около 15см на выхлопной патрубок.

В результате первых попыток запуска выяснилось, что какие-то резонансные эффекты все же есть - двигатель запускался, но, при наборе обротов тут же резко беднился и глох. После снятия трубки с выхлопного патрубка это прекратилось.

Влияние патрубка на воздухозаборнике: мне кажется, что стало немного лучше, * сказал, что эффекта не заметил.

О наддуве. Похоже, что он на рабочих оборотах очень слабый - поднятие/опускание носа модели СИЛЬНО влияет на качество смеси (В статике, с неработающим мотором, герметичность топливной системы я проверял); если двигатель на полном газу относительно нормально работает с поднятым носом, то сильно переобогащается с опущенным...

Провел "полевые эксперименты" с дросселированием (уменьшением сечения) выхлопного патрубка глушителя - это должно было увеличить наддув. Эффект вроде бы есть - действительно положение модели стало меньше влиять, но я о результатах говорить рано (непонятно, насколько при этом обороты потеряны). Полетать с "задросселированным выхлопом" не удалось - потерял герметичность топливопровод карбюратора. Так что, теперь придется восстанавливать карбюратор.

Кроме того, разговоры в поле натолкунули меня на мысль о потери герметичности пробки бака при вибрациях (у меня пластмассовые щечки пробки сильно деформированы).

Так что, программа на неделю:

- обеспечить герметичность карбюратора;

- заменить щечки пробки бака;

- сделать несколько "дросселей" разного размера на выхлопной патрубок глушителя.

 

Теперь собственно о полетах.

Сам я сделал всего два полета, причем, не особо продолжительных - в первом я сам нечаянно заглушил двигатель раньше времени, а во втором он заглох. Когда он заглох я не знаю, так как моя модель была далеко и высоко, а в это время летала еще одна модель... В обоих случаях модель удалось нормально посадить недалеко от себя.

Саша (который не *) привез новую модель - пилотажный "картоныч" довольно забавной схемы. Модель летала, на мой взгляд, хорошо, хотя многое в полете смотрелось необычно (например, в крутых виражах модель сильно "проседала").

Share this post


Link to post
Guest ADF

думаю, это все капризная суть мелких кубатур...

 

если дальше моторными моделями будете зениматся - есть смысл смотреть в сторону искричества иили более крупных ДВС, с ними проблем меньше.

Share this post


Link to post
Guest flysnake
ADF

думаю, это все капризная суть мелких кубатур...

если дальше моторными моделями будете зениматся - есть смысл смотреть в сторону искричества иили более крупных ДВС, с ними проблем меньше.

У меня на это очень неоднозначный ответ.

Объективное: В настоящее время нет смысла заниматься ДВС моделями самолетов объемом меньше 3см^3. (Имеется ввиду не спорт, а хобби).

Причина простая - электродвигатели, регуляторы и аккумуляторы на мощности, сравнимые с мощностью этих двигателей уже становятся сравнимы по цене. А "плюсов" у электро более, чем достаточно.

Субьективное: Существуют фанаты ДВС и с этим ничего нельзя поделать (и не надо, хобби - личное дело).

Практическое:

Ребята говорят, что, например ЛА близкого объема не капризный. Хотя закон:"Чем мельче двигатель, тем он капризнее" обойти нельзя (закон природы), тем не менее существует масса двигателей малых объемов, "капризность" которых вполне терпима.

Возможно, именно TT GP07 - неудачная модель, может быть, мне "повезло" с экземпляром... Не знаю.

Личное.

Теперь у меня возник "спортивный интерес" - хочу найти причины "капризности", ведь иногда он и заводится и работает очень даже неплохо.

О ДВС больших кубатур. С очень большой вероятностью я никогда не буду (если буду заниматься ДВС после гибели этого мотора) делать модели под объем больше 2.5см^3 - просто не хочу управлять большими моделями (по крайней мере, самолетами).

Возможные дальнейшие планы:

1. Доведение этого движка (или он меня доведет...)

2. Постройка планера(ов) для динамы и термы (не мото)

3. Может быть, постройка электролета на маленьком движке (меньше 280)

Пока в пунктах 2 и 3 ничего не делаю - времени нет.

Share this post


Link to post
Guest ADF

Ну вообще GP-07 не такой уж капризный двигатель из мелких, многие на нем летают и хвалят!

 

С электричеством - да, для мелколетов оно однозначно лучше, но увы, по-прежнему не дешевле. Разве что рассматривать коллекторные двигатели...

 

Большие кубатуры - не стоит их боятся! Я тоже одно время страшно боялся двигателей крупнее 2.5 кубов - жрут больше, для пальцев опасны, модель крупные (чуть не ровно сел - поломка), но потом стал юзать 4.6 куба, смотреть, кто из местных на чем летает (обычно 7.5 и более кубов), и теперь мой выбор относительно размеров самолетов ограничивается лишь двумя пунктами: на чем возить и где летать.

 

Кстати, под 2.5 куба модель получается небольшая, а если делать биплан - в размахе меньше метра будет! :idea:

Share this post


Link to post
Guest flysnake
ADF

Ну вообще GP-07 не такой уж капризный двигатель из мелких, многие на нем летают и хвалят!

 

Большие кубатуры - не стоит их боятся! :idea:

Возможно, мне сильно с экземпляром не повезло :(

Я не боюсь больших кубатур (хотя, действительно есть проблемы и с хранением и с транспортировкой). Просто мне пока интереснее управлять маленькими и легкими - больше неопределенности в полете (сильнее ветер чувствуют. :)

Share this post


Link to post
Guest flysnake

Провел с двигателем кучу экспериментов (патрубки на воздухозаборник, выхлопную трубу глушителя, работа без поддува, другой винт...) Ни хрена не меняется кардинально устойчивость работы...

На последнем полете отказало управление (надо будет разобраться еще, что отказало). Модель с высоты метров 30 на полном газу в очень крутой спирали (больше 50 к горизонту, элероны оказались после посадки в крайнем положении ) воткнулась в землю. Винт (куплен в "Термике", бойцовый, полупрозрачный, армирован стеклом) остался целым. Двигатель ушел в землю до середины карбюратора. Фюз между коробкой мотоустановки и крылом слегка помялся (теоретически можно выправить и подклеить, но я вырежу просто этот кусок и заменю новым). Приемник проломил шпангоут (из потолочки), Акк улетел (смяв пенопластовые и поролоновые прокладки) в переднюю часть отсека (отключив питание борта). Других повреждений нет. Сейчас разобранный двигатель "купается" в спирто-бензиновой смеси (в карбюратор земля набилась). Заодно я его осмотрел. Нигде ни следа нагара, все выглядит просто идеально.

Share this post


Link to post

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
Sign in to follow this  

×
×
  • Create New...