Перейти к содержанию
Aviamodelka - форум авиамоделистов-самодельщиков

Бальза Фанера Карбоновые трубки Эпоксидные смолы Карбоновые стержни Латунные трубки Проволока ОВС Ткани

Бальза, Фанера, Карбоновые трубки, Эпоксидные смолы, Карбоновые стержни, Латунные трубки, Проволока ОВС, Ткани, МРД, Клеи

NiCd - как разряжать/заряжать?


Рекомендуемые сообщения

Уважаемые коллеги,

перестали работать у меня работать пара аккумуляторных дрелей. Сдохли аккумуляторы. Работали долго, честно. В память о прошлых заслугах батареи были разобраны, выяснен размер элементов и подобные были заказаны с E-Bay. Вот недавно получил посылку. Аккумулятор перебрал - работает. Однако, штатная зарядка одной из дрелей оказалась тоже дохлой. Собственно говоря, зарядка состоит из понижающего трансформатора, диода и ограничительного резистора в коробочке.

Вот возникла мысли - а что, если заряжать аккумулятор от модельного зарядника? Он ведь умный - подольше, глядишь, прослужат! Часто заряжать мне их не требуется. К тому же, можно делать разрядку.

И сразу вопросы: а до какого напряжения нужно разряжать каждую банку никель-кадмиевых аккумуляторов? А как их нужно заряжать?

 

С уважением, Алексей

Ссылка на комментарий

Бальза Фанера Карбоновые трубки Эпоксидные смолы Карбоновые стержни Латунные трубки Проволока ОВС Ткани

Бальза, Фанера, Карбоновые трубки, Эпоксидные смолы, Карбоновые стержни, Латунные трубки, Проволока ОВС, Ткани, МРД, Клеи

  • Ответов 19
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

Спасибо, Валентин! Теперь ясно: разряжать нужно до 0,9 В на банку, а с зарядкой умный зарядник сам разберется! (мануал-рус, стр.11). Архиполезное руководство пользователя! :excl:

 

С уважением, Алексей

Ссылка на комментарий
а с зарядкой умный зарядник сам разберется!
Есть разные режимы зарядки...

У меня получалось восстановить (чтобы затем заряжать умным зарядником) запущенные аккумуляторы простым китайским зарядником за 100 руб... малыми токами

 

Ссылка на комментарий
Есть разные режимы зарядки...

Мне бы просто дрель заряжать -чтобы побыстрее и чтобы новые аккумуляторы при этом быстро не убить :mellow: . Какой режим посоветуете? Сейчас вот разрядил током 0,7А до 0,9В на банку (чего-то быстро разрядилось) и заряжаю током 0,3А. Банки по 1500мАч. Зарядник льет как-то хитро - то льет, то не льет - напряжение то чуть выше 10,5В (батарея на 7 банок, 8,4В) поднимается - прекращает лить, снижается - вновь начинает. О- только что показал 10,9В! Чего-то многовато для 7-ми банок.

 

С уважением, Алексей

Ссылка на комментарий
Какой режим посоветуете?
Так в инструкции (см. выше) все прописано.

 

О - только что показал 10,9В! Чего-то многовато для 7-ми банок.
Много. Банки не горячие?

 

Любые, новые (у меня) аккумуляторы заряжаю током 0.1А - посмотреть на что способны...

Ссылка на комментарий

Банки совершенно холодные. Зарядник прекратил зарядку, залив ровно 1500 мАч. Чудеса! Похоже, что так можно дальше и действовать - разряжать до 0,9 В на банку и затем заряжать - ну, не 0,3 а 0,2А - зарядник большую точность поставить не даёт. Надеюсь, с этим аккумулятором старенький Блэкдекер прослужит ещё лет 10 :mellow: .

 

С уважением, Алексей

Ссылка на комментарий
  • 4 недели спустя...
Банки совершенно холодные. Зарядник прекратил зарядку, залив ровно 1500 мАч. Чудеса!

 

Проверьте, что у зарядника не выставлено ограничение на максимальную емкость, заливаемую в банки :-))) Обычно такие ровные цифры именно этим и объясняются :-))))

 

Про работу никелевой химии можно прочесть небольшую лекцию (и это уже делалось на этом форуме, в том числе и мной :-)), а можно поискать и найти статью. В свое время ее многие модельные сайты друг у друга старательно копипастили :-))))) Там было и про режимы заряда, и про разряд, и про балансировку...

 

Ссылка на комментарий
Проверьте, что у зарядника не выставлено ограничение на максимальную емкость, заливаемую в банки :-))) Обычно такие ровные цифры именно этим и объясняются :-))))

У Тритона этот режим только для металл-гидридов, поскольку у них маленький дельта-пик и отсечка может не сработать.

 

Вообще, если есть доступ к промежуточным контактам (хотя бы иголкой), полезно каждую банку индивидуально протестировать на заряд-разряд. Китайские допускают отдельные дефектные банки внутри батареи.

 

NiCd элементы нормально разряжать до 0В и хранить в таком состоянии. Более того, от такого действия - полного разряда и полного заряда NiCd со временем увеличивают емкость до 10-15% сверх номинала - "раскачиваются". Беда в том, что у низкокачественных батарей элементы со времен "разбегаются" по емкости, и разряд до 0В всей батареи суммарно может означать небольшой "+" на большинстве элементов и откровенную переполюсовку у одного-двух с меньшей емкостью - а это гораздо опаснее. Поэтому и рекомендуют запас - 0.9-0.7В на элемент.

Ссылка на комментарий
Проверьте, что у зарядника не выставлено ограничение на максимальную емкость, заливаемую в банки :-)))

 

С этим все в порядке, просто так само собой получилось :mellow: Дрелька пашет, а вместе с ней пашут еще 4 штуки - пришлось заказывать целую упаковку аккумуляторов для экономии средств.

 

С уважением, Алексей

 

Ссылка на комментарий
У Тритона этот режим только для металл-гидридов, поскольку у них маленький дельта-пик и отсечка может не сработать.

 

Коллега не сказал, что у него именно тритон... Мой гиперион имеет подобное ограничение для всех типов химии.

А дельта-пик частенько вовсе не проявляется при зарядке малым током, но нормально виден при зарядке большим... И, конечно, у гидридов дельта-пик меньше кадмиевого.

 

Вообще, если есть доступ к промежуточным контактам (хотя бы иголкой), полезно каждую банку индивидуально протестировать на заряд-разряд.

 

Балансировка, как и у липолек. Кстати, в природе существуют балансиры для никеля... Но, по-хорошему, зарядка малым током, кроме всего прочего, выравнивает сборку. Бо никель, в отличие от лития, лишнего заряда не возьмет, и уже заряженные банки просто тихонько греются, поджидая окончания заряда остальных. И емкость бОльшую никель набирает именно при зарядке малом током. А парадокс в том, что химия при этом формируется с высоким внутренним сопротивлением. Так что для сильноточных приложений никель надо заряжать большим током, причем лучшая токоотдача будет на второй-третий полет подряд. А при этом сборка разбегается, и ее опять надо балансировать :-)))

 

NiCd элементы нормально разряжать до 0В и хранить в таком состоянии. Более того, от такого действия - полного разряда и полного заряда NiCd со временем увеличивают емкость до 10-15% сверх номинала - "раскачиваются".

Это все применимо именно к никель-кадмию, который капиталисты последние лет 5-10 активно снимают с производства за низкую экологичность и заменяют никель-металл-гидридами. Отсюда вопрос - какую НОВУЮ химию купил коллега на ебее, и можно ли ее разряжать в ноль ? Если кадмий - присоединяюсь к рекомендациям, ели гидриды - не уверен...

Ссылка на комментарий

1. См. первый пост - пока был разговор про NiCd.

 

2. При заряде малым (0.1С) током отключение по дельта-пик вообще не актуально. Как справедливо замечено, лишнее уйдет в тепло, а при малом токе сильно и не нагреется. Этим и "пользуются" "простейшие" зарядники. Но и они могут за ночь заряда перегреть батарею выше 60град, что для нее критично. (У нас так один нагрел аккумулятор передатчика "ночным" зарядником, что оболочка полопалась и емкость ополовинилась. Оказалось - ток больше 0.1С.)

Дельта-пик как раз используется при заряде токами в 1С и более - чтобы лишнее быстро не перегрело батарею.

 

3. При заряде большим током не химия формируется, а электроды формируются с более рыхлой поверхностью в связи с тепловой неравномерностью - отсюда площадь поверхности больше и токоотдача выше (а вн. сопр. - соотв ниже.) (А точнее - плюсового электрода, поскольку именно он у NiCd определяет емкость элемента.) Справедливо для любой химии аккумуляторов, в т.ч. и литиевых.

Эти же тепловые процессы и сокращают срок службы аккумулятора.

 

4. Не балансировка, а именно индивидуальное тестирование элементов. Позволяет выявить элемент с меньшей емкостью или с большим внутренним сопротивлением, которое портит всю батарею.

 

5. Если куплены гидриды, то сомневаюсь что дрель ввобще бы работала....Токоотдачи у гидридов на такие вещи не хватит, да и простейший зарядник здесь противопоказан.

Ссылка на комментарий

1.

... батареи были разобраны, выяснен размер элементов и подобные были заказаны с E-Bay...

 

:-)

Буду рад ошибиться...

 

 

А лекция таки получилась :-)) На несколько голосов :-)))))))))))

Изменено пользователем RedSun
Ссылка на комментарий

Сколько всяких маленьких хитростей. А я-то специально сделал возможность заряжать дрельной акумулятор от модельного зарядника :mellow: Теперь вижу - делай ток не более 0,1С - и все будет в порядке. И зарядник получится проще простого.

На самом деле я починил сразу 2 дрели. На заряднике одной из них выдается ток 0,3А при емкости батарей 1500 - оставить, как есть или лучше ограничить ток (как это сделать, кстати?)

 

С уважением, Алексей

Ссылка на комментарий
На самом деле я починил сразу 2 дрели. На заряднике одной из них выдается ток 0,3А при емкости батарей 1500 - оставить, как есть или лучше ограничить ток (как это сделать, кстати?)

1.5х0.1=0.15А, значит у вас 0.2С. В принципе не опасно, но надолго в зарядке не оставлять, периодически щупать батарею. Ибо заряжать будет не 10-12 часов, а вдвое быстрее.

 

А это заявленное значение тока или измеренное? Потому как у простейших зарядников в начале заряда, когда аккумулятор еще пустой, ток может оказаться и много больше 0.1С. (А под конец, когда разница напряжений между аккумулятором и тем, что дает зарядник, снизится, может и вовсе крохотный ток.)

Простейшие зарядники вообще непонятно чем являются - источником тока или источником напряжения, есть там какая-то стабилизация тока или нет, шайтан ведает.

Примитивное ограничение тока - резистором. А нормальное - в хороших зарядниках.

 

Я еще застал зарядники для NiCd, где электроники для отработки дельта-пика не было, а для заряда 1С заводился механический таймер, максимум на 30мин. Два завода - 1час. По окончании таймера щупал батарею, если холодная - заводил таймер снова, скажем, еще на 10 мин.Вот так и жили. :blush:

 

Вот у меня в заряднике для мобильника, судя по размеру, даже трансформатора нет - скорее всего керамический конденсатор + диод + электролит + резистор. Может стабилитрон есть, а может и нет, кто знает. А ведь зарядка LiPo, все должно быть четко. Скорее всего он дает все время одно и то же напряжение, а ток - какой акумулятор возьмет из предложенного 1С. Я это сужу по тому, что в начале заряда этот зарядник нешуточно греется, а потом часа через 2 холодный - видать уже и ток идет мизерный. Вот вам и алгоритм CCCV :rolleyes::mellow:

 

На самом деле приспособить под зарядку хорошим модельным зарядником - в любом случае дельная мысль. И аккумулятор дольше прослужит, и доразряжать удобнее, и в случае чего - безопасный быстрый заряд за 1 час.

Ссылка на комментарий
Вот у меня в заряднике для мобильника, судя по размеру, даже трансформатора нет

Трансформатор есть обязательно!

Иначе никто не разрешит эксплуатировать зврядник. Но он (транс.) - высокочастотный, а потому крошечный. И есть специализированная ИС, она и отрабатывает алгоритм CCCV. Другое дело, что начальные настройки этих зарядников гуляют по напряжению от 4,1 до 4,4 вольта. А ток до порога V достаточно стабильный.

Я обмерил три разных зарядника разных фирм - схемотехника очень похожа!

С уважением,

Виктор.

Ссылка на комментарий
Другое дело, что начальные настройки этих зарядников гуляют по напряжению от 4,1 до 4,4 вольта. А ток до порога V достаточно стабильный.

Замечательно, что на нем написано буквально "ВЫХОД 5V ---400mA (max) СДЕЛАНО В КИТАЕ". (Залезть в разъем и замерить действительное не получается, узко.)

Ссылка на комментарий

Во многие телефонные аккумуляторы ограничивающая электроника встроена. Что иногда приводит к забавным эффектам - при совершенно живых банках аккумулятор в сборе старательно прикидывается мертвеньким :-( Для одного экзотического устройства пришлось откусить электронику и заряжаться модельным зарядником через балансир :-(

Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти

×
  • Создать...