Jump to content

Sign in to follow this  
Guest

Еще раз об азах пилотирования

Recommended Posts

Я на первом своем плосколете тоже не мог нормально летать пока управлял "элероны+РВ", потом понял, что надо пользоваться РН, и дело сразу пошло.

Share this post


Link to post
Guest
пока управлял "элероны+РВ",

Видимо, дело было в том, что на малой скорости при попытке дать крен аппарат просто сваливается. На малой скорости элероны используются как раз не для того, что дать крен, а для того, чтобы исправить его, не дать развиться.

надо пользоваться РН

Да. Только слово "использовать" означает "всегда двигать". Даже когда учился висеть в комнате, замечал, что самолет то ведет себя спокойно и смирно, а то его колбасит и носит по всей комнате, только успевай ловить! Обратил внимание на руки - так вот, когда самолет спокоен, руки ВСЕГДА ШЕВЕЛЯТ стики. Когда же его носит - руки шевелят стики время от времени, типа, "только когда вижу, что надо". Если обратить на это внимание и принудительно заставить руки шевелить стики - самолет сразу же успокаивается. Просто нужно сконцентрировать на этом внимание.

 

С уважением, Алексей

Share this post


Link to post
Видимо, дело было в том, что на малой скорости при попытке дать крен аппарат просто сваливается.

Нет, модель была Тензор-4D, которая больше похожа на коробчатый змей :mellow: , и летает в любом положении. При крене в 45 градусов модель продолжала лететь прямо, и "на ноже" тоже. Поэтому пришлось учиться разворачиваться с креном 90 град, либо при помощи РН.

Share this post


Link to post
Нет, модель была Тензор-4D, которая больше похожа на коробчатый змей :mellow: , и летает в любом положении. При крене в 45 градусов модель продолжала лететь прямо, и "на ноже" тоже. Поэтому пришлось учиться разворачиваться с креном 90 град, либо при помощи РН.

Подтверждаю. Имел дело с таким изделием. Именно такое поведение.

Share this post


Link to post
Guest

Небольшое замечание по харриерам вообще перед рассказом про инвертный харриер.

Замечено, что то, что ты научился летать харриер "по площадям", т.е. над большим пространством, пусть даже в различных направлениях и туда, куда хочется - это совершенно не гарантирует того, что сможешь провести самолет в харриере ровно над полосой перед собой, да еще и на постоянной высоте. То ли внимание при этом отвлекается от чисто пилотирования еще и на определение взаимного положения самолета и полосы, то ли еще что. Но такой факт есть.

Он, кстати, сильно мешает первое время при попытках сажать самолет с харриера - как только пытаешься завести его на полосу ровненько - так жди нештатной ситуации. В то же время если не заморачиваться заходом на полосу, посадка с харриера идет "на ура".

Отсюда мораль: тренировать надо не только полеты "по площадям", но над полосой перед собой. Тупо тренировать, репетировать. Чтобы выходило красиво. И рано или поздно оно выйдет красиво, так, что и людям показать приятно. Значит, летаем слева направо и справа налево над полосой тоже, помимо площадей.

 

Теперь про инвертный харриер. Уважаемый Боундок утверждает, что такой харриер даже проще в выполнении прямого. Ну, уж не знаю. Если научиться - то и то вряд ли. Учился так:

-летал в инверте, постепенно снижая скорость полета. Раз за разом, день за днем.

-постепенно поднимал нос рулем высоты - поднял - и обратно, поднял - и обратно. Привыкал, типа.

-учился задействовать РН. Помним, что РН в харриере должен работать всегда, даже когда кажется, что работать ему совершенно не обязательно. Технология в инверте простая - ручка (стик) двигает ближний к пилоту по ходу полета конец самолета (нос или хвост).

---при этом обращаем внимание на то, что стики РН и элеронов должны работать в противофазе, просто пока обращаем на это внимание, затем пойдет само.

-одно из самых сложных: учимся управлять газом, энергично работая РН! Немного подгазовываем, руля. Летим, и подгазовываем, приподняли нос - опустили.

-элероны работают так же, как и в прямом полете - это просто и приятно. Главное - следить за горизонтальностью крыльев. Элероны в харриере именно для этого и нужны.

В остальном все так же, как и в прямом харриере.

Еще раз основной момент: летаем возможно медленнее, постепенно поднимая нос. Рано или поздно это получится само собой - торопиться не надо, надо, чтобы руки сами привыкли.

 

Далее расскажу про наиболее красивый и, как мне казалось, ужасно сложный элемент - роллинг-харриер, т.е. полет в харриере с вращением относительно продольной оси самолета. Как выяснилось, там все очень просто, достаточно уделить немного внимание всего одному (1) моменту, чтобы начало получаться. Научил уже пару человек -:) Кстати, для того, чтобы делать РХ, совершенно не обязательно уметь делать инвертный харриер, достаточно прямого.

 

 

С уважением, Алексей

Edited by a_semchenko

Share this post


Link to post
Guest

Ну, добрался-таки до роллинг харриера.

Вот тут про то, как примерно это дело осваивал я сам.

Что нужно уметь до того, как учиться РХ?

Главное - уметь летать очень много бочек подряд. Как это делать, я, вроде, рассказывал уже - основное в них - отработка автоматизма в согласованном двигании стиков РН и РВ. Умение летать в харриере желательно, но не обязательно.

Итак, делаем РХ. Для начала ключевые моменты (кажется, я понял, чем заменить импортное "Tips" :mellow: )

1- элероны до упора.

2- поддержка РН, когда самолет встал на нож.

Практически, это все, что нужно знать, чтобы контролируемо летать РХ!

Теперь подробнее. Известно, что чем больше скорость самолета, тем быстрее он крутит бочки. Поэтому для того, чтобы при полностью отклоненных элеронах самолет вращался не слишком быстро, нужно держать небольшую скорость. А для этого нужно убрать газ и слегка задрать нос. И далее всегда помнить, что если нос опустится, самолет начнет о-очень быстро вращаться! Поэтому держим нос задранным при помощи РН, газа и РВ (именно в этой последовательности обращать внимание). Поначалу возможны переходы даже в висение - это нормально.

Как держать нос задранным при помощи рулей. Согласованные движения РН (он тут главный!) и РВ уже отработаны заранее. И если самолет опускает нос, увеличивая при этом скорость вращения, надо просто увеличить амплитуду и соответственно скорость движения стиков. Это все. Не забываем, что при всем при этом стик элеронов надо держать полностью отклоненным, а РН вводить тогда, когда самолет встал на нож!

Работа газом. Поскольку в РХ самолет летит медленно, обдув рулей получается плохим. А значит, и реакция на рули тоже будет плохая. Улучшить реакцию на рули при медленном полете можно, если время от времени подгазовывать. Для РХ такое подгазовывание реализуется движением левого стика эдаким полукругом с минимумом в середине, "рюмочкой" или знаком конъюнкции (для Моде-2). Т.е. стик перекладывается справа налево и справа налево не по прямой, а по кривой с минимумом в середине. Вобщем, надо попробовать и через несколько дней или недель все станет понятно.

Вот, в общем-то, и все хитрости! Держите в голове всего 2 ключевых момента - и вперед, в смысле - в небо! Главное, чтобы стало хоть как-то получаться, а довести это дело до товарного образца - уже личное дело каждого пилота :mellow: .

 

С уважением, Алексей

Share this post


Link to post

Спасибо Алексей, хоть оно и запоздало, 7 лет как тема не поддерживается. А между тем было бы неплохо упорядочить шаги обучения начиная от первого полета новичка. Я самоучка учился на своих шишках и "дровах". Только сейчас понимаю ,что без освоения какого-то элемента полета нельзя перейти к следующему этапу. К примеру посадка "к ногам" невозможна без освоения встречного полета. Сложный пилотаж не освоишь без перевернутого полета и так далее. Хорошо сажусь к ногам со стороны правой руки, но совершенно не могу со стороны левой(неудобно,некомильфо). Мне кажется управлять моделью со стороны сложнее чем научиться управлять реальным самолетом. Это все равно что посадить пилота к примеру в кабине на вращающуюся платформу с органами управления и крутить его то вбок ,то задом наперед к полету попробуй адекватно управлять при этом!

Share this post


Link to post

Нормально подняли тему!

Учиться никогда не поздно...

Сам учился, сына научил, а когда увидел как летает МАСТЕР, ему 24 года, то понял, что я не умею летать в принципе.....

Я видел как летает Олег Захаров, как он учил клиентов, тоже понял что в пилотирование я полный 0 с минусом....

Саша Нестеров, Марат Горифзанов..... Видел как рулят Паша Лапшов, Виталий Робертус( ну этот как робот летает, отточено и чётко, по накатанной программе) :)

Share this post


Link to post

Ну скажем вы не "полный ноль" в полетах. Меня лично утешает то, что любой другой чел ,даже супермен , завалит модель максимум на 10-й секунде полета(когда надо будет разворачиваться). Если он конечно никогда не держал пульт в руках.

Edited by Val
Излишнее цитирование. Непонятно, зачем при ответе целиком цитировать предыдущее сообщение.

Share this post


Link to post

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
Sign in to follow this  

×
×
  • Create New...