Jump to content

Sign in to follow this  
Guest inspektor69

Материал для вакуумной формовки?

Recommended Posts

Guest inspektor69

Какой материал для вакуумной формовки (для изготовления фонарей кабин и капотов) подойдёт лучше?

Можно и цветной полупрозрачный, толщиной от 0,5 мм до 1 мм.

Share this post


Link to post

Guest skymaster

вопрос поставлен не совсем верно. Вначале решают что формовать а потом как.

Если нужно прозрачный фанарь- то лексан

Share this post


Link to post
Guest inspektor69

Спасибо. Да именно формовать необходимо фонари кабин. Лексан где используется , есть в продаже ?

Share this post


Link to post
Guest

Листовой Лексан - материал из семейства поликарбрнатов широко используется у рекламщиков при изготовлении вывесок и ламинировании.

Share this post


Link to post
Guest Blev

Именно для вакуумной формовки поликарбонаты не рекомендуют. Только выдавливание(прессование). Читал это на сайте производителя. Чтобы лексан выдуть, требуется большое давление.

С уважением, Лев

Share this post


Link to post
Guest Freddie_X

А простая пластиковая бутылка подойдёт?

Share this post


Link to post
Guest Norbert

Сам не пробовал, но, думаю, должно получиться. Вырезать из стенки лист и из него формовать.

Усадкой на болванке получается вполне прилично.

 

Листами лексана, как уже говорили, располагают рекламщики и полиграфисты, я бы экспериментировал с ними, благо размеров там побольше.

У нас на работе таких привезли несколько таких листов для технических нужд. Толщина и цвет - почти на любой вкус.

Share this post


Link to post
Guest L i S
А простая пластиковая бутылка подойдёт?

Посмотрите здесь - неплохо показана технология объединяющая усадку и выдавливание.

В качестве исходного материала как раз используется лексан от бутылок.

Share this post


Link to post
Guest Хоробор

Виктор (инспектор), а зачем использовать вакуум для формовки фонаря, оснастка ведь более сложная?

В ных супермаркетах видел пластики порядка 2 мм. в защитной пленке. Более толстый использовали для выдавливания БАНО на СЛА. Материал, не снимая пленку, зажимали между двух пластин с отверстием под пуансон, феном прогревали пластик, аккуратно, чтобы пленка не разлезлась, вдавливали немного прогретый пуансон и давали остыть в таком положении. За счет пленочки изделие не требовало полировки. Предполагаю, что при глубоком выдавливании все может получиться не так красиво, надо пробовать.

LIS, спасибо за ссылку, интересная технология, за счет выдавливания материал становиться тоньше-легче, для комнатных то что надо.

Share this post


Link to post
Guest grach

Для своих бойцовок 1/12 всё делаем из ПЭТ-буталок: и фонари, и капоты.

post-1614-1243713786_thumb.jpg

Edited by grach

Share this post


Link to post
Guest inspektor69
а зачем использовать вакуум для формовки фонаря, оснастка ведь более сложная?

Всё просто, мне надо изготовить фонарь кабины дл.37 см и высотой 16см, ни одна бутылка не подходит, нужен наверное Vivak.

Edited by Val
Излишнее цитирование. Непонятен смысл в цитировании больших, на полстраницы, сообщений.

Share this post


Link to post
Guest Delta

Сделал вакуумный столик, начал формовать Vivak, 0,75 мм. Испортил два листа, т.к. образуются складки.

 

В чём причина, как от них избавится?

Share this post


Link to post
Guest Delta

Вот фото:

 

c16b86cc9366.jpg

 

632c08721089.jpg

Share this post


Link to post

Не прогревается по всей площади материал + (возможно) недостаточный ваккум.

Share this post


Link to post
Guest Delta

Спасибо Валентин (и С Днём одновременно).

 

Герметизирую края, там у меня могут быть щели. Вопрос: стальной лист с дырками нормальный, или нужно с более частыми дырками? Может в этом быть причина?

Share this post


Link to post

Спасибо

 

Дырки нормальные... :D

Share this post


Link to post
Вопрос: стальной лист с дырками ...

Его хорошо бы накрыть фанеркой, у металла высокая теплопроводность.

При контакте с ним пластик бысто и неравномерно остывает.

Вообще надо греть не только пластик но и форму.

Еще ее желательно побрызгать силиконовой смазкой.

В таком месте практически всегда будут складки.

Попробуйте поставить "заборчики" , примерно как на фото, из рейки треугольного сечения.

Торцы рейки надо срезать, получится типа 4-х скатной крыши, углы скруглить.

Высота примерно с половину высоты законцовки.

 

Share this post


Link to post
Guest Delta
Попробуйте поставить "заборчики" , примерно как на фото, из рейки треугольного сечения.

Торцы рейки надо срезать, получится типа 4-х скатной крыши, углы скруглить.

 

Спасибо, а что это даст?

Share this post


Link to post

для того чтоб не образовывались складки, материал нужно закреплять по краям, чтобы не двигался k середине.

Share this post


Link to post
Спасибо, а что это даст?

 

Пластик неохотно гнется в двух плоскостях. Даже нагретый. Эти чурочки принудительно сделают складки перпендикулярно тем что образовались у вас. Вполне возможно что они помогут предотвратить складки на формовке. Также они силнее растянут материал в этих местах, что также препятствует образованию складок. Но в идеале материал закрепляется над формовкой так чтоб края не двигались под воздействием вакуума. Наиболее подходящий материал для вакуумной формовки -это ПЭТГ(VIVAK один из его брэндов) . Он имеет меньшую температуру плавления чем ПЭТ. Лексан (поликарбонат) наименее применимый пластик для вакуумной формовки. Он имеет наиболее высокую температуру плавления и так же склонен к появлению газовых пузырьков под поверхностью при температурах ненамного выше чем температура пластификации.

Share this post


Link to post
Guest Delta

Спасибо всем за ответы. Я использую Vivak (полиэстер), 1 мм толщиной, разогрев до 160-170 град.

 

1. Вчера, ещё до ответов в этой теме, применил следующий приём: поставить формы на небольшой "постамент", возвышение. Потом прочитал на других форумах, что так тоже делают. Только рекомендуют возвышение 10-20 мм высотой, у меня было всего 5 мм. И тем не менее, результат уже лучше:

 

12c78e01027c.jpg

 

Складки образовываются в самом низу, если чуть поднять форму то мешать не должны (буду пробовать):

 

165a14a0f59f.jpg

 

 

КАРЛСОН: как видно на фотке, материал был укреплён со всех сторон при помощи степлера, однако складки всё же образовались - или я неверно понял Ваш совет?

 

 

2. Вариант "заборчики" мне понравился, его тоже буду пробовать.

 

Попробуйте поставить "заборчики" , примерно как на фото, из рейки треугольного сечения.

...

Высота примерно с половину высоты законцовки.

 

А-50 и КАРЛСОН: что значит "на половину высоты оконцовки", половину высоты формы, или только конечной части формы? Или только до нижней плоскости формы (форма стоит на деревянных "постаментах")?

 

 

Какое расстояние должно быть между формой и заборчиком, как их располагать? ПМСМ заметил, что если возле формы ближе 3-4 см поставить другую форму, то отформовка происходит некорректно, т.е. пластик в пространстве между формами не формуется как следует. Между формами должно быть хотя бы 5 см, а лучше 10 см, хотя это только по первому опыту. Пока только три листа испортил :) .

Share this post


Link to post
... Вчера, ещё до ответов в этой теме, применил следующий приём: поставить формы на небольшой "постамент", возвышение. Потом прочитал на других форумах, что так тоже делают. Только рекомендуют возвышение 10-20 мм высотой, у меня было всего 5 мм. И тем не менее, результат уже лучше

Да, про "постамент" забыл написать. Лучше сделать не отдельные подкладки из реек, а именно постамент по всему контуру, типа усеченной пирамиды/конуса с углом наклона боковых поверхностей около 45гр. (Если увеличить толщину реек, то может затянуть пластик под болванку между реек и он "закусит" болванку)

Высота зависит от формы изделия (угла наклона боковых стенок).

Когда оно похоже на перевернутое блюдце достаточно минимальной высоты 3-5мм, только чтобы вынести радиус изгиба пластика в месте перехода от горизонтальной плиты к боковой стенке изделия.

Когда боковые стенки близки к вертикали, "постамент" надо сделать повыше - около 12-15мм.

Какое расстояние должно быть между формой и заборчиком, как их располагать?
Поперек складки, место и размеры я примерно нарисовал.

Вообще можно попробовать поставить законцовки лобиками друг к другу на расстоянии 20-30мм.

Конечно, в данном случае, они поместятся только по диагонали и пластик будет использоваться не рационально.

Но для отладки терпимо.

Обычно подготавливают сразу несколько болванок и максимально заполняют стол.

При этом одни болванки могут выполнять одновременно роль "противоскладочных заборчиков" для других. :mellow:

Ну и пластик лучше крепить не скобами, а второй рамкой.

Рамки скрепляются между собой на петлях по одной стороне, по трем оставшимся - зажимы.

На внутренней стороне на рамки наклеивается листовая резина, т.е. пластик получается зажатым через резину.

И равномерно, и герметично.

Share this post


Link to post

К тому что сказал А-50, добавлю. Основная идея при формовке вакуумом-это чтоб пластик натягивался на болван а не обжимался вокруг него. Болван желательно помещать в герметичную ванну высотой немного выше чем болван. Пластик крепится поверх ванны чтоб не касался болвана. Можно степлером, но почаще и чтоб естественно было герметично. Нагревается так чтоб середина начинала провисать под своим весом не от того что пластик расширился а от того что он уже начинает тянутся. Греют только пластик. Естественно снизу болвана делается припуск под радиус изгиба(подставка под болван).

Share this post


Link to post
Guest Delta

Сложная эта штука вакуумная формовка. На видео кажется всё так просто.

 

Я понял, где у меня воздух сосёт. Буду герметизировать, правда листовой резины у меня нет, можно уплотнителем для окон заменить? Материал тоже вроде резины, правда, не знаю как он себя в духовке поведет.

 

И ещё один момент: перед формовкой снимаю тонкую защитную плёнку с Vivak: в результате на внутренней поверхности изделия отпечатывается структура девера и получается не совсем прозрачное. В следующий раз попробую защитную плёнку не снимать.

Share this post


Link to post
Guest Delta

Очередная попытка обтяжки получилась лучше, но опять обнаружила некоторые недостатки, посему опять прошу консультации.

 

1. Формы были поставлены на "постаменты" из потолочки, т.к. не было возможности долго возиться. К сожалению, "постаменты" получились чуть уже детали - в результате болванку "закусило", как предупреждал А-50, ну да я её вытащил. В след. раз буду делать болванку соответственно.

2. Рамка для материала была герметизирована винтами и винтовыми зажимами.

3. По периметру столика был наклеен оконный уплотнитель.

4. Поставлены "заборчики, как советовали.

5. Внутренняя защитная плёнка с материала не сняла, чтобы исключить "отпечатывание" на материале структуры дерева (что всё равно не помогло).

 

Забегая вперед скажу, что эти меры герметизации дали отличный результат (хотя и где-то одноразовый - см. ниже) - материал даже немного в дырки на столике затянуло.

 

Вот как всё было расположено "до" обтяжки:

c5b065771d97.jpg

b6f7ece4f2b6.jpg

 

Вот результат после обтяжки. Сразу почувствовал, насколько увеличился вакуум!

bcaf60cd187c.jpg

e99bc6796057.jpg

ff461180b912.jpg

4385185bf188.jpg

b1304a312d88.jpg

Как видите, складок избежать не удалось (хотя они и расположены достаточно низко). Кроме того, оконный уплотнитель расплавился от температуры и рамка «прикипела» к столику, пришлось отдирать.

 

Итак:

1. Какой материал посоветуете использовать вместо оконного уплотнителя? Думал просто покрыть уплотнитель изоляционной клейкой летной для проводов.

Хотелось бы что-то мягкое чтобы обеспечить плотное прилегание рамки.

2. Расположение «заборчиков» – наверное, стояли слишком далеко? Или расположение невреное? Может при таком вакууме они и не нужны?

3. Несмотря на защитную плёнку, структура дерева отпечаталсь на материале, что сделало его немного непрозрачным (кроме того, еле содрал эту плёнку после формовки). Для этого случая прокатит, но сколо буду тянуть кабину, там нужна 100%-я прозрачность.

Как этого избежать? Из какого материала делать болванку? Я сделал из бальзы, т.к. ей легче придать нужную форму, это правильно?

 

Основная идея при формовке вакуумом-это чтоб пластик натягивался на болван а не обжимался вокруг него. Болван желательно помещать в герметичную ванну высотой немного выше чем болван. Пластик крепится поверх ванны чтоб не касался болвана.

КАРЛСОН, извините, не уловил.

Можно подробнее, в чём разница в «натяжке на болван», а не обжиме вокруг? Что за герметичная ванна вокруг?

Edited by Delta

Share this post


Link to post

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
Sign in to follow this  

×
×
  • Create New...